Ритмическое занятие в старшей группе.
Сентябрь - 2011
Цель: Сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.
Задачи:
Учить эмоционально откликаться на музыку.
Развивать музыкальные и творческие способности детей.
Развивать умения определять тот или иной образ.
Ход занятия..
Дети входят в зал под музыку “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского.
Музруков: Здравствуйте, дети! Вам понравилась музыка, которая встретила вас?
Дети: Да!
Музруков: А как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка? Что вы чувствуете, когда она звучит?
Дети: Она плавная, нежная, красивая, лёгкая.
Музруков: А какие движения можно придумать под эту музыку?
Движения должны быть плавные, свободные, можно кружиться, мы как будто на балу.
Попробуйте поимпровизировать….
Звучит “Вальс цветов”. Дети врассыпную придумывают движения.
Молодцы, прекрасно! Главное – вы правильно уловили характер музыки и не делали резких скачков, а двигались плавно и мягко. А кто может сказать, как называется человек, который сочиняет музыку?
Д.: Композитор!
Музруков.: Правильно, Эту музыку написал великий русский композитор П. Чайковский. А какие произведения этого композитора вы ещё знаете?
(ответы детей)
Музруков: Молодцы! А как называются движения под музыку?
Д.: Танец!
Музруков: Конечно! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И сейчас мы с вами станем частичками одного большого цветка. Его лепестками!
Итак, какой цветок будем изображать?
(Выбираем)
Дети и учитель встают в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их свободными и мягкими, как лепестки. Нужно сделать 4 небольших шага в центр круга, сесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад, плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского.
Игра «Цветок»
Музрук: А сейчас – новая музыка! Послушайте! Каков её характер?
(Звучит Гопак из оперы М. Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.)
Д.: Она задорная, весёлая, быстрая!
Музрук: Конечно! Её написал русский композитор Мусоргский.
В ней есть резкие звуки, которые выделяются - это акценты! Как же нам их показать в движении?
Наверное…прыжками!
Вначале мы будем двигаться, как пружинки, а когда услышим акценты…
будем прыгать!
Музрук: Молодцы! А теперь давайте исполним танец «Дождик». Обращаем внимание, что дождик то капает отрывисто, то плавно кружатся капли с ветерком.
Танец «Дождик»
Музрук: А теперь поиграем в игру: если звучит полька – делаем движения польки, а если звучит вальс – плавно кружимся по залу.
Игра «Вальс – полька» (на различение жанра)
Музруков: Молодцы! На этом наше занятие окончено.
(поклон и выход из зала)
Музыкально-тематическое занятие в старшей группе
«Марш в музыке, движении, сказке».
Май- 2012
Цель: Развитие метроритмического чувства и исполнительских навыков детей.
Задачи:
-Учить различать характерные признаки марша
- Учить различать настроение в пьесах с близким названием
- Развивать умение определять маршевый характер музыки и двигаться в соответствии с музыкой
- Развивать умение петь песни бодрого, маршевого характера
- Воспитывать чувство патриотизма
Ход занятия:
Вход под «Радетский марш» И.Штрауса.
Музыкальное приветствие.
Музрук: Ребята, к какому жанру относится музыка, под которую вы вошли?
А какой характер у этого марша? Какие инструменты играли? К какой группе они относятся?
Действительно, это был марш. Музыка, написанная в жанре марша, имеет отчётливый ритм, под него удобно считать: раз-два, раз- два…
Давайте промаршируем по залу, отмечая хлопками каждую долю.
Марш с хлопками.
А теперь идём с перестроениями по двое через центр зала (и обратно).
Марш с перестроениями.
А теперь украсим музыку игрой на барабанах.
Как вы думаете, почему солдаты, отправляясь в дальний, трудный поход, пели маршевые песни? Правильно, чтобы идти было легче. И ещё – чтобы поднять боевой дух.
Так в годы Великой Отечественной войны маршевая музыка помогала нашим солдатам одолеть врага.
Послушайте песню «День Победы»
Какие чувства возникали у вас, когда вы слушали эту песню? Обратите внимание, это песня, но написанная в маршевом характере. Она относится и к жанру песни, и к жанру марша.
А знаете ли вы детскую песню с таким характером? Давайте споём, маршируя по залу.
Песня «Бравые солдаты»
А сейчас давайте поиграем в игру.
Игра «Мы - военные» (на различение характера музыки»
Но мы с вами встречались не только с военными и детскими маршами, но и со сказочными.
Вспомните их… (Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Глинка «Марш Черномора»)
Давайте мальчики превратятся в кукольных солдатиков, а девочки добавят музыке волшебства игрой на треугольниках.
Исполнение «Марша деревянных солдатиков»
Сегодня мы услышим музыку Э Грига «В пещере горного короля». В этой музыке словно слышны шаги троллей, пробирающихся по подземным коридорам.
Слушать «В пещере горного короля».
Как менялась музыка? (ответы)
Вначале тихая, затаённая, неторопливая, она постепенно становится всё громче, быстрее, всё более грозной. Давайте изобразим характер музыки: вначале будем идти крадущимся шагом, затем – всё более твёрдо и в конце перейдём на пласку-бег по кругу.
Исполнение танца - импровизации
Наше занятие подошло к концу. Какой теме оно было посвящено?
Я сейчас буду играть музыку разных жанров, а вы выйдете из зала только тогда, когда зазвучит марш. До свидания!