СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по оптической дисграфии на тему: "Дифференциация Ш-Щ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по дисграфии оптической формы,

разработала учитель-логопед МАОУ «СОШ № 7»  г. Соликамск

 Пегушина Татьяна Николаевна

 

Тема: Дифференциация ш – щ

Цели: Научить различать буквы ш и щ;

             Продолжать  развивать фонематический слух и восприятие;

             Развивать зрительно-пространственную координацию и мелкую моторику;

             Развивать внимание и формировать контроль;

             Воспитывать желание узнавать на занятие новое.

Оборудование: профиль изучаемых звуков, алгоритм артикуляции звуков, карточки связи звуков с буквой, разрезная азбука, сигналы для звуко-буквенного анализа, ребусы, изографы, таблицы для развития внимания, конверты с элементами букв, шнуровки.

 

Ход занятия.

1.ОРГМОМЕНТ.

  • Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

 

- Чем отличаются эти фигуры?

- Чем схожи?

- Назовите букву?

  • у каждого ученика карточка)

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

- Сегодня мы отправимся в путешествие, в страну, где живут хитрые звуки, с которыми мы будем работать на занятии.

На нашем пути будут встречаться разные препятствия, но мы их должны преодолеть, чтобы  благополучно вернуться.

А для этого мы должны быть внимательными и дружными.

  • Послушайте стихотворение, какой звук чаще звучит?

Щука в речке жила,

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.                               [Щ]

- Назовите слова из стихотворения с этим звуком.

(щука, щёткой, щи, угощала)

- Послушайте ещё одно стихотворение.

- Какой звук чаще здесь звучит?

  • У речушки, вдаль опушке,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.[ Ш]

 

(речушки, опушки, шли, лягушки, бабушке)

-Кто сможет назвать тему занятия?

- Назовите цель занятия?

(Учиться различать буквы Ш-Щ)

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.

- Расскажите об артикуляции звуков «Ш»

-губы- вытянуты вперёд, округлены;

- кончик язычка – поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;

Боковые края язычка – прижимаются изнутри к верхним передним зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

- небная занавеска поднята;

- голосовые связки разомкнуты;

- выдыхаемая струя тёплая;

«Ш» - согласный и глухой станет другом нам с тобой, пусть шипящий он, ну что же!

Будь и ты к нему построже!

Не за будь! И в слоге ШИ И за ним всегда пиши!

«Щ» - согласный, он шипящий настоящий.

Всегда мягкий щелевой, хоть глухой, но боевой.

«Щ» - кончик языка поднят как при «Ш», но не к передней части твёрдого нёба, а к альвеолам образуя в этом месте щель: боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя по середине языка продлённый канал по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.

-Дайте характеристику звуку «Ш»?

«Ш» - согл., шипящ., твёрд., глух., парн.(Ж)

-Дайте характеристику звуку «Щ»

«Щ» - согл., шипящ., мягк., глух., непарн.

- Чем похожи эти звуки? (согл, шипящ, глух.)

- Чем отличаются?(«щ» - мягк., непар; «ш» - твёрд., парн)

- Почему «Щ» - мягк, «Ш» - твёрд?

(по подъёму спинки язычка)

-Звук «Ш» обозначается буквой (Ша)

  • Шура сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.

- На что похожа буква «Ша»? (вилка, вилы, табурет, расчёска)

Звук «Щ» обозначается на письме буквой «Ща»

  • У шипящей этой буквы

Щи и борщ кипят везде

Лещ и карп, карась и щука

Тихо плавают в воде.

  • «Щ» - играющий щенок, к верху лапами он лёг.
  • Из каких элементов состоят буквы?
  • Чем они похожи? Какими элементами?
  • Чем отличаются?  (петелькой)

 

       
 

Щ

вата

 

Ш

орех

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выложи эти буквы из элементов. ( Кто быстрее)

- Пишем в воздухе эти буквы «Ша» «Ща»

4.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

  • Щука хищная, зубастая

           Для лещей, плотвы опасная

           Ищет,  чем бы поживится:

           Кто-то там в воде резвится,

          Чей-то рядом хвост мелькает

          Хвать! Тут щука – не зевает,

          Но попался на крючок,

         Тащит щуку рыбачёк.

  • Надуваем быстро шарик

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

  • Скороговорка.

Ящерка на ялике,

Яблоки на ярмарку

В ящиках везла.

5.РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от Вас не скрою

Ручку правильно держу.

-В тетрадях запишите число.

-Минутка чистописания: Ш Щ Ш Щ Ш Щ….

-Письмо подсчёт: Ш -3(элемента) Щ – 4(элемента)

6.ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ в страну букв «Ш» «Щ»»

-Теперь смело отправляемся в страну букв Ш-Щ.

  • 1 станция «ИГРАЛОЧКА» (хором)

-отгадайте загадку и покажите нужную букву.

1.Вроде ёжика, на вид,

Но не просит пищи

По одежде пробежит ,

И одежда чище.           

(ЩЁТКА)

2.Длиннохвостые крошки, боятся кошки. 

(МЫШИ)

3.Набита  пухом,

 Лежит под ухом.

(ПОДУШКА)

4.Рыбалову, вот так штука,

На крючок попалась … (ЩУКА)

- НАЗОВИТЕ ОТГАДКИ ПО ПОРЯДКУ.

(щётка, мыши, подушка, щука)

-ВЫЛОЖИ МАЗАЙКУ ИЗ ЗВУКОВ.

 

               
 
       

 

 

 

  • 2.следующая станция «ЗАПОМИНАЙКА»

Слова, которые встретятся на этой станции, надо запомнить!

(словарные слова)      (подбери – схему)

а) Мы посеем зёрна

 Пусть заколосится,

На широком поле

Спелая …….(ПШЕНИЦА)

б) Как назвать одним словом?

Картинка ( морковь, капуста, помидор, огурец)

(ОВОЩИ)

- Как называется по другому друг, приятель?

(ТОВАРИЩЬ)

в) Поднялся сильный ветер и разбросал все слова на слоги, собери слоги, чтобы получились слова.

  • ЦА        НИ        ПШЕ              (ПШЕНИЦА)
  • ЩИ      ОВО                              (ОВОЩИ)
  • РИЩ      ТО     ВА                     (ТОВАРИЩ)

- Дети записывают слова правильно и подчёркивают буквы нужным цветом («Ша» - синим; «Ща» - зелёным)

  • 3. СТАНЦИЯ «УГАДАЙКА»

а) ОТГАДАЙТЕ РЕБУСЫ:

ШМ ( ЛЕМ)                                              ШМ (ЕЛЬ)

                     (ЛЕС’)

 

       
 

Ш‘ М

Картинка

(лес – берёза,     ель)

 

ШМ

(картинка – ель)

 

 

 

 

 

 

 

-Чем похожи эти слова?

(они состоят из одинаковых букв, кроме Ь)

-Чем отличаются?

(ь и последовательностью букв в слове)

- Что обозначает слово ШЛЕМ?

(головной убор)

- Скажите значения слова ШМЕЛЬ?

(насекомое)

-Какая буква в этом слове общая?

(Ша или Ща)

б) Игра «Найди общую букву в слове»

ЯЩИК                  УТКА                 К

ВЕЩЬ                  РЕКА                 Е

РОЩА                ПЛОТ                  О

БОРЩ              КЛЕЩИ               Щ

НОРЫ             ТАНК                     Н

-Составьте слово из этих букв.       (ЩЕНОК)

-Придумайте ему кличку со звуком Ш или Щ.

(ЩЕДРЫЙ, ШАРИК, ЩАПА)

- Сюжетная картинка про щенка – показ.

- Придумайте предложение по этой картинке.

(поощряется любой ответ)

- Какое предложение самое интересное?

- Давайте это предложение проанализируем и запишем.

  • Щенок Шарик весело лает.

?_______           ?_______      _______       ______.

(Кличка собаки пишется с большой буквы)

  • Прочитайте стих «Важный совет»

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком

Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка.

- Главная мысль стиха? Бережное отношение к животным.

9.СТАНЦИЯ «РАЗМИНАЙКА»

-Звучит музыка.

Быстро встали, пошагали,

А теперь тихонько сели

Головою повертели,

Сладко -  сладко потянулись

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

10.СТАНЦИЯ «Упражняй-ка»

- Сначала давайте порисуем, это очень просто, и подпишите свои рисунки.

По контуру узнай предмет:

 

 

 

(шайба, овощи, щётка, щавель, душ, шалаш)

Щавель – это травянистое растение с продолговатыми съедобными листьями.

- Запиши слова в 2 столбика.

(Машина, щит, клещи, шесть, щегол, товарищ, щавель) – найди новое слово

          Ш                                                                                                      Щ

11. СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»

Итог работы. 

И так, дети, окончилось наше  путешествие. Вы справились со всеми препятствиями.

- Какие буквы мы учились различать?

-Оцените сами себя. Выбери цвет камушка (красный – очень хорошо, зелёный встречались трудности, синий – было трудно, не понятно).

Просмотр содержимого документа
«Занятие по оптической дисграфии на тему: "Дифференциация Ш-Щ"»

Занятие по дисграфии оптической формы,

разработала учитель-логопед МАОУ «СОШ № 7» г. Соликамск

Пегушина Татьяна Николаевна



Тема: Дифференциация ш – щ

Цели: Научить различать буквы ш и щ;

Продолжать развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать зрительно-пространственную координацию и мелкую моторику;

Развивать внимание и формировать контроль;

Воспитывать желание узнавать на занятие новое.

Оборудование: профиль изучаемых звуков, алгоритм артикуляции звуков, карточки связи звуков с буквой, разрезная азбука, сигналы для звуко-буквенного анализа, ребусы, изографы, таблицы для развития внимания, конверты с элементами букв, шнуровки.



Ход занятия.

1.ОРГМОМЕНТ.

  • Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.



- Чем отличаются эти фигуры?

- Чем схожи?

- Назовите букву?

(у каждого ученика карточка)

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

- Сегодня мы отправимся в путешествие, в страну, где живут хитрые звуки, с которыми мы будем работать на занятии.

На нашем пути будут встречаться разные препятствия, но мы их должны преодолеть, чтобы благополучно вернуться.

А для этого мы должны быть внимательными и дружными.

  • Послушайте стихотворение, какой звук чаще звучит?

Щука в речке жила,

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей. [Щ]

- Назовите слова из стихотворения с этим звуком.

(щука, щёткой, щи, угощала)

- Послушайте ещё одно стихотворение.

- Какой звук чаще здесь звучит?

  • У речушки, вдаль опушке,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей. [ Ш]



(речушки, опушки, шли, лягушки, бабушке)

-Кто сможет назвать тему занятия?

- Назовите цель занятия?

(Учиться различать буквы Ш-Щ)

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.

- Расскажите об артикуляции звуков «Ш»

-губы- вытянуты вперёд, округлены;

- кончик язычка – поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;

Боковые края язычка – прижимаются изнутри к верхним передним зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

- небная занавеска поднята;

- голосовые связки разомкнуты;

- выдыхаемая струя тёплая;

«Ш» - согласный и глухой станет другом нам с тобой, пусть шипящий он, ну что же!

Будь и ты к нему построже!

Не за будь! И в слоге ШИ И за ним всегда пиши!

«Щ» - согласный, он шипящий настоящий.

Всегда мягкий щелевой, хоть глухой, но боевой.

«Щ» - кончик языка поднят как при «Ш», но не к передней части твёрдого нёба, а к альвеолам образуя в этом месте щель: боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя по середине языка продлённый канал по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.

-Дайте характеристику звуку «Ш»?

«Ш» - согл., шипящ., твёрд., глух., парн.(Ж)

-Дайте характеристику звуку «Щ»

«Щ» - согл., шипящ., мягк., глух., непарн.

- Чем похожи эти звуки? (согл, шипящ, глух.)

- Чем отличаются?(«щ» - мягк., непар; «ш» - твёрд., парн)

- Почему «Щ» - мягк, «Ш» - твёрд?

(по подъёму спинки язычка)

-Звук «Ш» обозначается буквой (Ша)

  • Шура сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.

- На что похожа буква «Ша»? (вилка, вилы, табурет, расчёска)

Звук «Щ» обозначается на письме буквой «Ща»

  • У шипящей этой буквы

Щи и борщ кипят везде

Лещ и карп, карась и щука

Тихо плавают в воде.

  • «Щ» - играющий щенок, к верху лапами он лёг.

  • Из каких элементов состоят буквы?

  • Чем они похожи? Какими элементами?

  • Чем отличаются? (петелькой)

Щ

вата

Ш

орех













- Выложи эти буквы из элементов. ( Кто быстрее)

- Пишем в воздухе эти буквы «Ша» «Ща»

4.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

  • Щука хищная, зубастая

Для лещей, плотвы опасная

Ищет, чем бы поживится:

Кто-то там в воде резвится,

Чей-то рядом хвост мелькает

Хвать! Тут щука – не зевает,

Но попался на крючок,

Тащит щуку рыбачёк.

  • Надуваем быстро шарик

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

  • Скороговорка.

Ящерка на ялике,

Яблоки на ярмарку

В ящиках везла.

5.РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от Вас не скрою

Ручку правильно держу.

-В тетрадях запишите число.

-Минутка чистописания: Ш Щ Ш Щ Ш Щ….

-Письмо подсчёт: Ш -3(элемента) Щ – 4(элемента)

6.ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ в страну букв «Ш» «Щ»»

-Теперь смело отправляемся в страну букв Ш-Щ.

  • 1 станция «ИГРАЛОЧКА» (хором)

-отгадайте загадку и покажите нужную букву.

1.Вроде ёжика, на вид,

Но не просит пищи

По одежде пробежит ,

И одежда чище.

(ЩЁТКА)

2.Длиннохвостые крошки, боятся кошки.

(МЫШИ)

3.Набита пухом,

Лежит под ухом.

(ПОДУШКА)

4.Рыбалову, вот так штука,

На крючок попалась … (ЩУКА)

- НАЗОВИТЕ ОТГАДКИ ПО ПОРЯДКУ.

(щётка, мыши, подушка, щука)

-ВЫЛОЖИ МАЗАЙКУ ИЗ ЗВУКОВ.





  • 2.следующая станция «ЗАПОМИНАЙКА»

Слова, которые встретятся на этой станции, надо запомнить!

(словарные слова) (подбери – схему)

а) Мы посеем зёрна

Пусть заколосится,

На широком поле

Спелая …….(ПШЕНИЦА)

б) Как назвать одним словом?

Картинка ( морковь, капуста, помидор, огурец)

(ОВОЩИ)

- Как называется по другому друг, приятель?

(ТОВАРИЩЬ)

в) Поднялся сильный ветер и разбросал все слова на слоги, собери слоги, чтобы получились слова.

  • ЦА НИ ПШЕ (ПШЕНИЦА)

  • ЩИ ОВО (ОВОЩИ)

  • РИЩ ТО ВА (ТОВАРИЩ)

- Дети записывают слова правильно и подчёркивают буквы нужным цветом («Ша» - синим; «Ща» - зелёным)

  • 3. СТАНЦИЯ «УГАДАЙКА»

а) ОТГАДАЙТЕ РЕБУСЫ:

ШМ ( ЛЕМ) ШМ (ЕЛЬ)

(ЛЕС’)

Ш‘ М

Картинка

(лес – берёза, ель)

ШМ

(картинка – ель)













-Чем похожи эти слова?

(они состоят из одинаковых букв, кроме Ь)

-Чем отличаются?

(ь и последовательностью букв в слове)

- Что обозначает слово ШЛЕМ?

(головной убор)

- Скажите значения слова ШМЕЛЬ?

(насекомое)

-Какая буква в этом слове общая?

(Ша или Ща)

б) Игра «Найди общую букву в слове»

ЯЩИК УТКА К

ВЕЩЬ РЕКА Е

РОЩА ПЛОТ О

БОРЩ КЛЕЩИ Щ

НОРЫ ТАНК Н

-Составьте слово из этих букв. (ЩЕНОК)

-Придумайте ему кличку со звуком Ш или Щ.

(ЩЕДРЫЙ, ШАРИК, ЩАПА)

- Сюжетная картинка про щенка – показ.

- Придумайте предложение по этой картинке.

(поощряется любой ответ)

- Какое предложение самое интересное?

- Давайте это предложение проанализируем и запишем.

  • Щенок Шарик весело лает.

│_______ │_______ _______ ______.

(Кличка собаки пишется с большой буквы)

  • Прочитайте стих «Важный совет»

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком

Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка.

- Главная мысль стиха? Бережное отношение к животным.

9.СТАНЦИЯ «РАЗМИНАЙКА»

-Звучит музыка.

Быстро встали, пошагали,

А теперь тихонько сели

Головою повертели,

Сладко - сладко потянулись

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

10.СТАНЦИЯ «Упражняй-ка»

- Сначала давайте порисуем, это очень просто, и подпишите свои рисунки.

По контуру узнай предмет:







(шайба, овощи, щётка, щавель, душ, шалаш)

Щавель – это травянистое растение с продолговатыми съедобными листьями.

- Запиши слова в 2 столбика.

(Машина, щит, клещи, шесть, щегол, товарищ, щавель) – найди новое слово

Ш Щ

11. СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»

Итог работы.

И так, дети, окончилось наше путешествие. Вы справились со всеми препятствиями.

- Какие буквы мы учились различать?

-Оцените сами себя. Выбери цвет камушка (красный – очень хорошо, зелёный встречались трудности, синий – было трудно, не понятно).