Конспект «Белая береза под моим окном…»
Цель: развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова.
Задачи:
Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения.
Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны.
Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом).
Воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря.
Материалы, инструменты, оборудование:
Листы бумаги разного размера синего, розового, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, блестки, кисти разных размеров, баночки с водой, палитры, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, схемы рисования березы, музыкальный центр,методическая презентация «Береза в серебре», репродукции зимних пейзажей.
Ход деятельности:
1 часть
Дети под музыку входят в изостудию и встают около мольберта.
На мольберте выставлено несколько зимних пейзажей.
-Дети, скажите, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
-Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, И. Э. Грабарь очень любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. И поэты тоже сочинили много красивых стихов о природе.
-Послушайте стихотворение С. Есенина «Белая береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
-Ребята, скажите, какими словами поэт описывает красоту русской березы? (пушистая, на ветках белая бахрома, горят снежинки в золотом огне, ветки в серебре).
-Художники и поэты воспевают красоту природы разными средствами и способами. Художники рисуют картины природы … (красками) на бумаге и на холсте. Картины художников мы можем увидеть глазами. А поэты создают картины природы…(словами). «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и … (представляем) себе. А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх.)
Ветер пыль над нами носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнем. (Дети садятся).
- Какой красивой бывает береза зимой? (просмотр презентации «Береза в серебре» с перечислением эпитетов)
-Ребята, а давайте сегодня на занятии тоже нарисуем красивую березу в зимнем наряде.
Воспитатель раскладывает перед детьми схемы рисования березы (кроме последней схемы) в случайном порядке.
-Подумайте и развесьте на доске схемы в правильной последовательности.
-С чего вы начнете рисовать березу? (со ствола).
-Какого цвета ствол у березы? (белый).
-Что вы можете сказать о ветках? (они тонкие, свисают вниз, похожи на ниточки, веревочки, черного цвета).
-Как нарисовать такие тонкие ветки? (тонкой кисточкой, концом кисти).
Дети выбирают листы (разного цвета, формы) и приступают к работе.
2 часть
Дети под музыку рисуют березку.
Слежу за осанкой детей. Осуществляю индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через вопросы, советы, рекомендации, напоминания, обращение к опыту детей. Обращаю внимание на технические навыки при работе с кистью и гуашью. При затруднении предлагаю посмотреть на схемы или на картины художников.
-Дети, а каким способом можно изобразить снег на ветках березы, похожий на серебро? (серебряной краской, блестками).
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
По мере окончания рисования, дети выкладывают рисунки на отдельный стол.
3 часть
Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка. Дети рассматривают рисунки друг друга.
-Ребята, у нас получилась настоящая березовая роща. Каждый из вас нарисовал березку по-своему.
-Посмотрите, у каких березок получились самые тонкие веточки?
-Как вам удалось нарисовать такие веточки?
-Опиши свою березку. Какая она? (стройная, красивая, с белой бахромой на ветках).
-На ваших рисунках изображено разное время суток и разная погода.
- …., какое время суток на твоем рисунке?
-Почему ты так решила? (разный цвет бумаги).
-Как вы думаете, можно определить какой у дерева характер или настроение? (ответы детей).
-Посмотрите на рисунки …, …, … и определите, какой характер и настроение у этих березок.
-Почему вы так решили?
-По каким признакам можно определить, какой возраст у вашего дерева? (ответы детей).
-У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.