СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательная география " Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 6 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Занимательная география " Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 6 классе»

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря 2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006 г. № 06-1844, примерными программами по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2013. - (Стандарты второго поколения).

Назначение программы: программа построена на формирование школьниками знаний о методах изучения, применяемых в географии и географии своего края, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Актуальность и практическая значимость программы:

современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как наблюдение, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Отличительные особенности программы: пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами, архивными материалами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии к историческим и природным объектам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения. В ходе реализации программы ребята научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления ООП ГБОУ СОШ с. Самовольно-Ивановка и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.

Цель программы - формирование творчески развитой и духовно-нравственной личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.

Задачи программы:

образовательные:

- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;

- формировать представления о методах изучения географии;

- формировать географический взгляд на мир;

- познакомить обучающихся с природой родного района и его компонентами, как о предмете исторического и культурного развития общества;

развивающие:

-развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность;

-формировать умение ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

- формировать способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.

воспитательные:

-воспитывать патриотизм уважительное, бережное отношение к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;

- формировать основу экологической культуры.

Программа полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в МБОУ СОШ г.Зернограда.

Программа рассчитана на изучение обучающимися 6-х классов в течение 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю. 8 часов отведено на теоретическую часть, 26 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности осуществляется интенсивами. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.

Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок с элементами творческой лаборатории.

Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями, такими как «Литература», «История», «Биология», «Технология».

Формы и методы работы: создание моделей географических инструментов, наблюдение, экскурсии, исследовательские и проектные работы; географическая игра, беседа по изучаемому материалу; работа с различными источниками географической информации;  наблюдение; описание; составление моделей географических инструментов и географических объектов; проектирование учащимися маршрутов путешествий по территории своей местности; защита разработанных проектов; работа с ресурсами сети Интернет; проведение экскурсий, походов и групповых занятий.

Технологии применяемые на занятиях во внеурочной деятельности:

-исследовательские технологии;

-проектные технологии;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;


Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- создание моделей географических инструментов и природных объектов;

- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района);

- природоохранные мероприятия, просветительские акции;

- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.



Место проведения занятий: кабинет географии, компьютерный класс, районный краеведческий музей, территория района.

Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. Работы обучающихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:

  • знать способы происхождения географических названий;

  • знать, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности;

  • знать, как используются воды в хозяйстве своей местности;

  • знать основные типы почв области;

  • знать растения, произрастающие на территории района, их значение;

  • уметь определять растения;

  • знать животных обитающих в районе;

  • принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц;

  • перечислять растения и животных обитающих в районе;

  • знать известных людей района;

  • знать, какие достопримечательности признаны в районе памятниками культуры;

  • проблем на локальном и региональном уровне;

Уметь:

○ уметь конструировать географические модели;

  • показывать на карте Самарской области районы области, села;

  • рассказывать о знаменитых людях и природе района;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

  • составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической инфор­мации из разных источников;

  • ориентироваться на местности и читать карты различного со­держания;

высказывать собственные суждений о наиболее значитель­ных событиях и личностях местной истории, об историко-культур­ном наследии;

○ проводить исследования, ставить цели, работать над совместными и индивидуальными проектами.

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:

личностные результаты предусматривают:

- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв, изучению происхождения географических названий своей местности;

- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;

- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Алексеевского района;

- положительную мотивацию к природно-охранной деятельности;

метапредметные результаты:

- опыт исследовательской деятельности;

- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;

- построение графиков, определение средних значений;

- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;

- умение прогнозировать результат своей деятельности;

- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения;

предметные результаты:

- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Занимательная география»;

- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Занимательная география»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Ожидаемый результат

В результате многообразия используемых форм, методов и средств,
в целях успешного решения поставленных задач, создаются благоприятные условия для активизации мыслительной деятельности, оживление работы учащихся в изучении и закреплении  новых знаний на практике. Открываются возможности для развития у подростков творческо-исследовательского подхода к делу, поиска данных для решения поставленной задачи, развитию любознательности, расширению общего кругозора учащихся.

Учебно-тематический план.


тема

общее количество часов

В том числе:

характеристика деятельности учащихся


аудиторные

внеаудиторные

Введение

1

1

0

теоретическое занятие

Географическое познание нашей планеты

5

5

0

создание моделей географических инструментов

Наблюдения – метод географической науки

5

3

2

создание моделей географических инструментов;

экскурсия на метеостанцию;

систематические наблюдения

Картографический и описательный методы географии


7

3

4

проектные работы;

экскурсии к памятным местам района;

выставки проектов и защита разработанных маршрутов

Геоинформационные системы в географии

4

4

0

исследовательские и проектные работы;

географическая игра «Знатоки картографии»

Изучение своей местности


12

5

7

исследовательские и проектные работы;

создание моделей природных объектов;

экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района);

природоохранные мероприятия, просвети-тельские акции;

географические игры;

выставка и защита проектов

Итого:

34

21

13




Содержание программы


Введение.

География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.

Основные понятия: география, объекты и методы изучения географии.

Раздел 1.

Географическое познание нашей планеты.

География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.

Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.

Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.

Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.

Основные понятия: география, гномон, квадрант, теллурий, шарообразность Земли.

Формы организации внеурочной деятельности:

- создание моделей географических инструментов.

Раздел 2.

Наблюдения– метод географической науки.

Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Построение простейшего самодельного флюгера.

Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Погода РБК.

Наблюдение за погодой.

Основные понятия: фенология, погода, метеорология, метеорологическая станция, метеорологические наблюдения, флюгер, синоптик, прогноз погоды.

Формы организации внеурочной деятельности:

- создание моделей географических инструментов;

- систематические наблюдения.

Раздел 3.

Картографический и описательный методы географии.

Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.

Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.

Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.

Оформление проектов путешествий с использованием личных фотоматериалов.

Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.

Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов.

Основные понятия: географическая карта, масштаб, направления, проект путешествия, рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут.

Формы организации внеурочной деятельности:

- проектные работы;

- экскурсии к памятным местам района;

- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.

Раздел 4.

Геоинформационные системы в географии.

ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Территория района в 2014 году. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.

Основные понятия: геоинформатика, геоинформационные системы, географические координаты.

Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- географическая игра «Знатоки картографии».

Раздел 5.

Изучение своей местности.

Зерноградскийский район на карте Ростовской области. Природа Зерноградского района. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. Описание мест обитания бобров по своим наблюдениям.

Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.

Изучение и описание свойств воды. Создание модели родника. Экскурсия. Исследование родников на местности. Визуальная оценка экологического состояния реки Зерноградского района. Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки.

Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.

Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. Знаменитые земляки. Посещение районного краеведческого музея.

Основные понятия: рельеф, климат, воды, родник, река, описание погоды за месяц, среднесуточная и среднемесячная температура, график температур, роза ветров, свойства воды, памятник природы, экологическое состояние, природоохранные мероприятия, почва, структура почв, механический состав почв, приспособленность организмов, растения – индикаторы, гумус, кислотность почвы, топонимика.

Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- создание моделей природных объектов;

- экскурсии (к водным объектам своей местности, в районный краеведческий музей, к памятным местам района);

- природоохранные мероприятия, просветительские акции;

- географические игры;

- выставка и защита проектов.


Словарь основных терминов и понятий:

воды

познавательный (экскурсионный) маршрут

география

почва

географическая карта

природоохранные мероприятия

географические координаты

приспособленность организмов

геоинформатика

прогноз погоды

геоинформационные системы

проект путешествия

гномон

растения – индикаторы

график температур

река

гумус

рекреационный маршрут

квадрант

рельеф

кислотность почвы

родник

климат

роза ветров

масштаб

свойства воды

метеорология

синоптик

метеорологические наблюдения

среднесуточная и среднемесячная температура

метеорологическая станция

структура почвы

минералы

теллурий

методы изучения географии

топонимика

механический состав почвы

шарообразность Земли

направления

флюгер

объекты изучения географии

экологический маршрут

погода

экологическое состояние


фенология