СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательный русский язык»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  ПАТРИКАЦ МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАТРИКАЦ

МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

Задание: назвать слово. Его корень в слове  «вязать»,  Приставка в слове  «замолчать» ,  Суффикс в слове  «сказка»,  Окончание в слове  «рыба». Играем в прятки. Попробуйте найти всех животных, спрятавшихся между строк стихотворений . Была гроза, я целый час Не открывал от страха глаз. Смотрите! Лен около ив, Как  голубой ковер красив Знакома рыбам тень моя, Над гладью рек танцую я. Арбуз по Волге вниз уплыл, Я полчаса за ним следил.

Задание: назвать слово.

Его корень в слове  «вязать», Приставка в слове  «замолчать» , Суффикс в слове  «сказка», Окончание в слове  «рыба».

Играем в прятки.

Попробуйте найти всех животных,

спрятавшихся между строк стихотворений .

Была гроза, я целый час

Не открывал от страха глаз.

Смотрите! Лен около ив,

Как  голубой ковер красив

Знакома рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаса за ним следил.

Вставьте буквы, не спешите, Что за правило, скажите. Обе д , заво д , медве д ь, крова т ь,         т                 т            т              т Отря д , наро д , эта ж , тетра д ь,           т           т       ш           т Ры б ка, у т ка, гря д ка,       п        д            т Кни ж ка и закла д ка.                   ш                 т  Аист делает заря..ку –          То вприпры..ку, то вприся..ку.          Осьмино.. надел перча..ки,          А тюлень удрал с площа..дки.          Пеликан  ныряет ло..ко.          Вот что значит трениро..ка!          Рак зале.. на самокат,          Все впере.., а он – наза…

Вставьте буквы, не спешите,

Что за правило, скажите.

Обе д , заво д , медве д ь, крова т ь,

        т                 т            т              т

Отря д , наро д , эта ж , тетра д ь,

          т           т       ш           т

Ры б ка, у т ка, гря д ка,

      п        д            т

Кни ж ка и закла д ка.

                  ш                 т

Аист делает заря..ку –

         То вприпры..ку, то вприся..ку.

         Осьмино.. надел перча..ки,

         А тюлень удрал с площа..дки.

         Пеликан  ныряет ло..ко.

         Вот что значит трениро..ка!

         Рак зале.. на самокат,

         Все впере.., а он – наза…

Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь? На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.  Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки! Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания

так, чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?

На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.

Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки!

Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Прочитай стихотворение. Выпиши слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Веселая мышка на свете жила.  Она симпатичною мышкой была.  Следила мышка за фигурой -  Занималась по утрам физкультурой.  Однажды утром — вот напасть,  Кошка решила на мышку напасть.  Но мышка не растерялась -  Быстро с силами собралась,  Достала нужный инструмент  И с кошкой справилась в момент.  Меткие удары летели куда попало,  Ох, той кошке и попало!

Прочитай стихотворение. Выпиши слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Веселая мышка на свете жила. Она симпатичною мышкой была. Следила мышка за фигурой - Занималась по утрам физкультурой. Однажды утром — вот напасть, Кошка решила на мышку напасть. Но мышка не растерялась - Быстро с силами собралась, Достала нужный инструмент И с кошкой справилась в момент. Меткие удары летели куда попало, Ох, той кошке и попало!

  Подбери глагол с противоположным значением. Смелый побеждает, а трус __________. Ласточка день начинает, а соловей ____________. По одежке встречают, по уму ___________. Легко друга потерять, а трудно ___________. Чем зря кричать, лучше ___________. Придумай и запиши по три разных предложения с каждым из этих слов . Море, дождь, солнце.

  Подбери глагол с противоположным значением.

Смелый побеждает, а трус __________.

Ласточка день начинает, а соловей ____________.

По одежке встречают, по уму ___________.

Легко друга потерять, а трудно ___________.

Чем зря кричать, лучше ___________.

Придумай и запиши по три разных предложения с каждым из этих слов .

Море, дождь, солнце.

Выпиши глаголы, употреблённые в переносном значении. Зима проснулась рано,  С первою синичкой.  Нечёсаным буранам  Заплела косички.  Расписала акварелью  Каждое окошко.  И сосулек из капели  Нам свила немножко.  Подмела в лесу позёмкой –  Она ль не мастерица,  И связала иней тонкий  На морозных спицах.

Выпиши глаголы, употреблённые в переносном значении.

Зима проснулась рано, С первою синичкой. Нечёсаным буранам Заплела косички. Расписала акварелью Каждое окошко. И сосулек из капели Нам свила немножко. Подмела в лесу позёмкой – Она ль не мастерица, И связала иней тонкий На морозных спицах.

Вставь пропущенные буквы. Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный. Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Вставь пропущенные буквы.

Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

«Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы. Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной. Вставь пропущенные окончания. Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

«Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

Определи число, лицо, род и падеж местоимений. Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас,  отошел  от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной. Вставь пропущенные запятые.   Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас,  отошел  от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

Вставь пропущенные запятые.

  Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Спиши текст без ошибок. Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны. Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

Спиши текст без ошибок.

Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо.

Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.   Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул. Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик. Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

  Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

Вставь, где нужно, ь. Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные : падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

Определи часть речи слова «сильный»:

Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные : падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа : носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? Поставь нужные окончания : лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе. Конфета в вазе была одна.  Мама насыпала, стало полно.  Ответьте же мне на вопрос, детвора,  Что у конфет изменилось? Если действие прошло,  То «прошедшее» оно.  Если действие сейчас,  «Настоящее» у нас.  Ну а если вдруг настанет,  «Будущим» оно вмиг станет .  (……………) Если первое — «Я», «Мы»,  Если третье — «Он», «Они»,  А второе если, значит,  «Ты» и «Вы». И не иначе.

Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа : носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Поставь нужные окончания : лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

Конфета в вазе была одна. Мама насыпала, стало полно. Ответьте же мне на вопрос, детвора, Что у конфет изменилось?

Если действие прошло, То «прошедшее» оно. Если действие сейчас, «Настоящее» у нас. Ну а если вдруг настанет, «Будущим» оно вмиг станет . (……………)

Если первое — «Я», «Мы», Если третье — «Он», «Они», А второе если, значит, «Ты» и «Вы». И не иначе.

Этим словом называется  Тот, к кому мы обращаемся,  И, без всякого сомнения,  Это слово — Слова означают одно и то же,  Но между собою они не похожи.  По-разному пишутся и говорятся...  Как называются? Кто догадался? Слова одной и той же части речи.  Но разное значение у них.  Скажу я «трусость»,  Ты ответишь — «храбрость»,  Скажу я «грусть»,  А ты в ответ мне — «радость». Я его в основе встречу,  Подчеркну одной чертой.  На вопрос «Кто?», «Что?» ответит  Этот главный член. Какой? Этот главный член найду,  Две черты я проведу.  Он в основе есть, скажу я,  Называется …………….. Все вы назовете их едва,  Самые короткие слова.  Отчего они так важны, не пойму?  «По», «на», «за», «в», «от» и «у»

Этим словом называется Тот, к кому мы обращаемся, И, без всякого сомнения, Это слово —

Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся... Как называются? Кто догадался?

Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость».

Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой?

Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется ……………..

Все вы назовете их едва, Самые короткие слова. Отчего они так важны, не пойму? «По», «на», «за», «в», «от» и «у»

Зовут его крылатым словом,  Его значенье всем знакомо,  Название звучно с афоризмом.  Его зовем …….. «Иван Родил Девчонку,  Велел Тащить Пеленку».  По первым буквам прочитай,  Все шесть братишек называй.  Их имена скорей скажи.  Конечно, это.. Ты части речи те — союз,  Предлог, частицу, — помни.  Ты, школьник, намотай на ус,  Названье их запомни.  Зовутся не волшебные,  А проще. Так:..

Зовут его крылатым словом, Его значенье всем знакомо, Название звучно с афоризмом. Его зовем ……..

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это..

Ты части речи те — союз, Предлог, частицу, — помни. Ты, школьник, намотай на ус, Названье их запомни. Зовутся не волшебные, А проще. Так:..

Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Рукой подать. (Близко)  В час по чайной ложке. (Медленно)  Во весь дух. (Быстро)  Работать засучив рукава. (Хорошо работать)  Работать спустя рукава. (Плохо работать)  Прикусить язык. (Замолчать)  Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи)  Морочить голову. (Обманывать, запутывать)  Сломя голову. (Быстро)  Зарубить на носу. (Запомнить)  При царе Горохе. (Очень давно)  Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)  Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)  Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)  Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)  Бить баклуши. (Ничего не делать)

Нужно раскрыть смысл крылатых выражений.

Рукой подать. (Близко) В час по чайной ложке. (Медленно) Во весь дух. (Быстро) Работать засучив рукава. (Хорошо работать) Работать спустя рукава. (Плохо работать) Прикусить язык. (Замолчать) Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи) Морочить голову. (Обманывать, запутывать) Сломя голову. (Быстро) Зарубить на носу. (Запомнить) При царе Горохе. (Очень давно) Палец о палец не ударил. (Ничего не делал) Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно) Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг) Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха) Бить баклуши. (Ничего не делать)

Реши логические задачи, возле правильного ответа поставь V. а) В слове

Реши логические задачи, возле правильного ответа поставь V.

а) В слове "ворс" переставили буквы, и получилось "рсво". Такая же перестановка была сделана в слове "заря". Что получилось?

А) ряза                Б) ряаз                В) раяз

б) В слове "град" переставили буквы, и получилось "рдаг". Такая же перестановка была сделана в слове "река". Что получилось?

А) еарк                Б) еакр                В) каер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!