Литературное чтение.С.Есенин «Разгулялась вьюга»
Цель урока:
Создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающие: развивать способность внимательного отношения к языку художественных произведений, критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности учащихся.
Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы, культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса литературному чтению
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник Литературное чтение 3 класс Э.Э. Кац, карточка с текстом, карточка-помощница на каждого ученика
репродукция картины «Зима» К. Т. Юона;
Художественные фотографии зимних пейзажей;
Используемые ЦОР:
Презентация поэтов А.С Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И.Тютчев,
видео фильм о зиме
Пьеса П. И. Чайковского «На тройке», «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года»; балет: Щелкунчик «Сцена в сосновом лесу».
Автопортрет поэтов А.С. Пушкина, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева
Краткое описание:
Данный урок по своей основной дидактической цели является уроком обобщения и систематизации знаний. По способу проведения – урок с использованием ИКТ. Урок построен с соблюдением дидактических принципов обучения: • Воспитывающего и развивающего обучения • Научности • Наглядности • Доступности • Самостоятельности и активности учащихся • Индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся • Целенаправленности и мотивации обучения. Урок литературного чтения – это проектная деятельность, в основе которого лежит исследовательский подход. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Подготовка к уроку проходила по нескольким этапам: 1. Подготовка к сбору информации: очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации. Самостоятельный сбор информации детьми. 2. Подведение итогов сбора информации, её обобщение и фиксация найденной информации проекта в форме книжки – самоделки, творческие тетради – школьные энциклопедии, мини – доклада, сообщения и рисунка. 3. Реализация проекта в виде создания презентации на компьютере. Презентация проектов. До проведения данного урока дети занимались самостоятельной работой: из различных источников справочной и школьной энциклопедической литературы готовили небольшие сообщения, мини-доклады. В классе сообщения обрабатывались совместно с учителем. Находили проблемные вопросы и пытались сформулировать ответ. Работа проходила по группам и индивидуально. Каждая группа получила задание исследовать разные вопросы по нашей теме. После этого каждая группа создавала свои слайды на компьютере, сканировали работы, искали фотографии поэтов по возвратам в компьютерных программах, сети Интернет. В итоге получилась презентация всего класса. Цели такой работы: 1. Совершенствования навыка работы с дополнительной литературой. 2. Развитие общего кругозора детей, памяти, внимания, мышления. 3. Умения извлекать информацию, относящуюся к данной теме. 4. Планирование работы по проекту 5. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении работы. 6. Развитие навыков компьютерной грамотности. Был организован выход в Центральную детскую библиотеку, где работники библиотеки показали фильм для детей «Жизнь и творчество замечательных людей» и предоставили интересные сведения о поэтах, как проходило их раннее детство. Также посетили и школьную библиотеку, где ребята рассматривали энциклопедии, справочники, журналы, книги, учебники по данной теме и пытались найти для себя нужную информацию. Урок проводится в виде совещания молодых поэтов, т.е. все дети –«известные – поэты». Актуализация опорных знаний проводится в виде обобщения всего раздела. Далее каждая группа получает одно задание на всех. Задание представляет собой проблемную задачу, решение которой требует применения всех знаний и умений в новой ситуации. Защита своих работ. Дети выходят к доске, включают презентацию и начинают рассказывать. Сначала «задают» проблему, над которой они работали, и что у них в конечном итоге получилось. По ходу урока дети получают задания. Чтобы успешно выполнить задания учащиеся по своему усмотрению могут разделить обязанности внутри группы, либо выполнять все вместе. В любом случае неизбежны дискуссии, обсуждения, которые дают возможность найти рациональный путь решения проблемы, координировать совместные действия, помогать друг другу. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе работы обучающихся. Так как задания, по сути, были одинаковы, то каждый ученик объективно может оценить, насколько другие ребята приблизились к решению проблемы. На уроке предлагались задания развивающие интуицию, творческое воображение. Поощрялись индивидуальные учебные достижения учащихся. Присутствовали оздоровительные моменты для глаз и обще-развивающие игры и упражнения на основе знаний темы. Методы и приёмы.
• Метод создания проектов • Работа класса по группам (индивидуализация и дифференциация обучения) • Созданы условия, чтобы на протяжении всего урока поддерживать положительную мотивацию всех детей, не зависимо от уровня обученности по данному предмету • Учтены возрастные и психологические особенности ребят третьего класса (смена видов деятельности, яркие образы, созданные учителем совместно с детьми) • Игровые моменты, позволяющие в ненавязчивой форме дать детям «пищу» для ума, заставляют их думать, выдвигать гипотезы.
Ход урока
1. Создание психологического комфорта
Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Искрящийся на солнце снег создает нам хорошее настроение. Я надеюсь, что это настроение мы сохраним весь урок еще и потому, что приближается самый любимый праздник детей – Новый год.
2. Введение в тему
У: Начнем наш урок с зарядки для ума. Вашему вниманию предлагается филворд. Отгадайте загадки и найдите слова-отгадки в филворде. Не забывайте, что слова можно читать в любом направлении, (филворды у каждого ученика без ответов.) (Приложение 1.)
Самостоятельная работа с филвордом.
Проверка выполнения задания.
– Какой общей темой объединены эти слова-отгадки?
Дети: Все слова отгадки связаны с зимой.
3. Актуализация знаний
У: Что вы знаете о зиме?
(Высказывания детей.)
– Зима длится 3 месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Низкая температура воздуха. Земля покрыта снегом, осадки в виде снега.
(Обобщая ответы фиксировать их на доске. Лучше использовать карточки.)
У: Вот как описывает зиму Хабибулла Габитов в своем стихотворении “Зима”.
(Учебник “Живые родники” 3-4 кл.) с. 67.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике
Учитель. Сегодня наш урок посвящен зиме.
– Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости. Позовём её на слова известного русского поэта Ивана Савича Никитина “Встреча зимы”.
На столе у вас текст этого стихотворения
Ученики читают.
– Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас”
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь на морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
.
Учитель. С каким чувством встречает мы зиму?
Ученики. С чувством радости, нетерпения, ожидания чуда.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведениями русских поэтов классиков.
-Назовите авторов стихотворений, которые вы познакомились дома.
Ученики. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И Тютчев
2. Этап актуализации знаний. Презентации учеников(4 мин.)
Учитель. Домашнее задание вам было дано приготовить по желанию презентацию «Жизнь и творчество русских поэтов.
Выступление детей с презентациями С.Есенина ?
Учитель.И сегодня наш урок чтения мы посвятим волшебнице - зиме. В чем же её волшебство - нам помогут узнать поэты и конечно же, сами вы ребята.
Учитель. Волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.
Учитель. Поэт, поэзия. А что же такое поэзия?
Ученики. Произведения, написанные стихами.
Учитель. Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и нас.
Первую главу мы посвятим поэзии.
Итак, мы отправляемся в волшебный мир поэзии.
И познакомимся с стихотворением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга»
Какова тема этого стихотворения? (Разгулялась вьюга)
Какие изобразительно-выразительные средства помогают понять, что вьюга, ветер и снежинки живые? (Метафоры, эпитеты – разгулялась, с испуга ставни заскрипели, ветер шлёт жалобу, бушует люто, стая снежинок в окно стучится)
С чем сравниваются снежинки? (С мотыльками)
Какие метафоры помогают почувствовать, что снежинки живые? (И слезами тая, по стеклу струятся)
Почему ветер бушует люто? (Его жалобу никто не услышал)
Какой образ у вас рождается в мыслях при прочтении этого стихотворения, т.е. какая картинка возникает у вас перед глазами? (Возможно – это вьюга в человеческом образе и снежинки бьются в стекло, плачут)
В чём заключается смысл, т.е. идея этого стихотворения? (Во время вьюги всем плохо: и елям, и ставням, и даже ветру и снежинкам)
Следующая глава художественная (2 мин)
Учитель. Кто ещё изображал это замечательное время года? (художники) Сегодня на урок я принесла одно из произведений художников. Это картина К.Ф. Юона «Зима».
- Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Осмысление
Ученики. Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину еще более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
.Последняя глава сказки называется «Остановись, мгновенье» (4 мин)
Учитель. Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновенье, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы, Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы- зимы.
-Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают
зимой? Просмотр видео (гиперссылка)
Ученики. Белое пушистое покрывало, теплые шубы и шапки, животные
А вот попробуйте сочинить свое четверостишье о зиме.
7.Закрепление систематизации знаний. (10 мин)
Учитель. Возьмите карточку - помощницу
А теперь представьте себя поэтами, используя рифмы, сочините стихотворение о зиме.
_______________________- зима
______________________метели
_________________________она
_________________________ели.
(На карточках сочиняют свои стихотворения.)
Учитель. Зачитайте получившиеся строки молодых будущих поэтов.
Ученики читают свои сочиненные четверостишья.
Учитель. Молодцы! Можно и о ваших стихотворениях сказать, что вы описали зиму поэтично.
Анализ поэтической речи.
Словесное рисование.
Учитель. Какие картины вы бы нарисовали?
-Сколько картин нарисуете в своем стихотворение?
-Какие используете краски?
Ответы учеников
Общеразвивающие упражнения и игры. (4 мин)
Учитель. Ребята, закроем глаза и шепотом произнесём: «Зима»
- Какое чувство возникло?
- Кто помнит, как пахнет снег?
Ответы детей
Учитель. Закройте глаза. До кого я дотронусь, тот называет «Зимнее» слово, а класс угадывает, кто его сказал. (Мороз, холод, ветер, снежинки лёд)
9.Итог урока. Стадия рефлексии (3 мин)
Учитель. Дед мороз вам выслал зимний сапог, если вам урок понравился вы снежки положите в этот сапог, если ничего нового вы не взяли для себя из этого урока оставьте снежки на партах.
- Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?
- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?
- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке. А какими вы себе их представляете?
-Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? Я хочу, чтобы вы продолжили фразу:
Сегодня на уроке я….
– Узнал…
- Мне понравилось…
-Какое настроение вызвал у вас этот урок? На память о нашем уроке вы получите в подарок картинки с изображением снежинок.
- Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы еще не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
Домашнее задание по выбору
Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.
Познакомить с произведениями Сафуана Алибаева «Зима», «Холод»
Назар Нажми «Белым –бела уже земля
Белым-бела уже земля.
Как будто вымазаны мелом
Леса и степи, и поля.
Осталось всё под снегом белым.
Поля уснули. До весны
Дремать работникам усталым.
Какие видятся им сны
Под тёплым ватным одеялом?
И солнце словно отдохнуть
Решило в это время года:
Взойдёт, свершит свой краткий путь
И вновь уходит с небосвода.
А ветры взялись за своё:
Они над степью завывают,
Они безжалостно с неё
Одежды белые срывают
Она беспомощно лежит —
Земля, озябшая до дрожи.
А солнце с высоты глядит,
Ничем земле помочь не может.
И всё ж зима не навсегда!
Вон человек: в своих заботах
В такие даже холода
О летних думает работах.
(Назар Наджми.)

Сафуан Алибаев
ХОЛОД |
На санках я вышел С горы покататься. А холод-бесстыдник Не может дождаться —
Тотчас подбегает И за нос меня С разбега хватает Больнее огня.
Но не оробел я — На горку помчался. А холод сердитый Под горкой остался | |
Сафуан Алибаев
ЗИМА |
Осень с деревьев Сорвала одежду. Кто в мороз согреет Веточки их нежные?
Вьюга их пригрела, Песню спев попутную, Шаль связала белую И тепло укутала. | |
Мне хочется закончить урок замечательными словами В.П.Астафьева:
“Слушаешь есенинские строчки, и от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце. Какая очищающая скорбь”.
Карточка1
Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил снежинки.
Запишите эти строчки.
____________________________________________________________________________________________________________________
Карточка2
Найдите строки из стихотворения С.А Есенина, в которых он оживил ветер.
Запишите эти строчки.
____________________________________________________________________________________________________________________
Карточка3
Найдите строки из стихотворения С.А. Есенина, в которых он оживил ставни.
Запишите эти строчки.
____________________________________________________________________________________________________________________