- способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать свои высказывания;
- формировать навыки самостоятельной, коллективной, групповой, индивидуальной работы, самоконтроля, самопроверки;
- способствовать развитию пространственных представлений для становления познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
- поддерживать творческие устремления каждого ученика.
Деятельность учителя | Деятельно сть ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный момент |
Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех, ребята, на уроке окружающего мира Замечательно, а для начала поприветствуем наших гостей. Повернитесь. Приветствуем... Тихо присядьте на свои места.... | Дети смотрят друг на друга, на гостей, приветствуют. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
Постановка учебной задачи |
1.Актуализация. – Часто, собираясь на прогулку, каждый из вас смотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться) – В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, выходя из дома должны учитывать все природные явления. – Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице? (Холодно)– Почему холодно? (зима) Тема нашего урока Зимние явления в неживой природе. ВСПОМНИМ: - Что такое природа? (Тела и явления нас окружающие) - Какая бывает природа? ( Живая и неживая) - Что относится к живой? Неживой природе? Задание: назовите предметы неживой природы: дерево | озеро | снег | река | солнце | корова | муравей | облако | звезда | луна | человек | вода | небо | воздух | почва | - Молодцы! Вы показали блестящие знания. Изменение именно этих объектов неживой природы сегодня мы будем изучать | Отвечают на вопросы подбирают карточки | Личностные УУД -проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. |
2.Постановка проблемы. - Как вы думаете, какая задача нашего урока? – рассмотреть зимние явления в неживой природе. - Значит, какая задача у нас будет на уроке? Узнать (На доске: узнать) Несколько дней назад мы начали проводить опыты. Мы до конца их пронаблюдали? (Нет) Значит, вторая наша задача: Проверить результаты опытов. Сделать выводы. На доске: проверить результаты, сделать выводы) | Отвечают на вопросы, которые выводят на определение проблемы | Регулятивные УУД -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД Общеучебные-понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; Логические-осуществление классификации объектов живой природы. |
«Открытие» детьми нового знания |
- Итак, ребята, чтобы решить наши задачи проведем работу в группах. - Давайте повторим правила работы в группах Понять задание и подумать о решении самостоятельно. Выслушать мнение каждого. Найти общее решение. Выбрать выступающего. | Повторяют правила работы в группах. | Коммуникативные УУД -учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; -формирование собственного мнения. |
Исследование |
Задание для 1 группы: Исследуйте свойства снега и льда. ( ТПО.стр.50.Опыт 1,2) Сделайте вывод. - Задание для 2 группы: - Исследуйте свойства снега и льда. ( ТПО.стр.50.Опыт 3,4) Сделайте вывод. Задание для 3 группы: сравните положение солнца на небе в полдень и продолжительность дня и ночи 23 сентября и 22 декабря. ( тпо стр 48,№4 и рисунки на доске ) Задание для 4 группы. Разгадай ключевое слово и расскажи какие осадки выпадают зимой ( ТПО стр 49 № 6) Задание для 5 группы. Найди и исправь ошибки в тексте. Пришла зима. Всюду сверкают снежинки. Меж золотых лиственниц зеленеют ели. Дружно клюют рябину ласточки. На реках уже идет ледоход. В январе день начинает убывать. Обобщение: | Разбиваются на группы и выполняют задания Дети вместе с учителем формируют выводы. | Личностные УУД -формировать интерес к предмету Регулятивные УУД -учить понимать и сохранять учебную задачу -воспринимать выделенные учителем ориентиры действия -оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своих одноклассников, вносить соответствующие коррективы Познавательные УУД -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение -учить использовать знаково-символические средства Коммуникативные УУД -учить воспринимать и осмысливать звучащую роль -строить понятные высказывания |
Физкультминутка- |
Исследование сведений из учебника |
Работа в парах. -Опираясь на статью учебника с.124-126 составьте список зимних явлений в неживой природе. Назовите, какие зимние явления в неживой природе вы выписали? | Разбиваются в пары и выполняют задания Выступления уч-ся, работа по обобщающим таблицам | Личностные УУД -наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные УУД - принятие и сохранение учебной задачи, соответствующему этапу обучения. Познавательные УУД Общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в разных источниках; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Логические – установление причинно-следственных связей; - анализ изучаемых объектов окружающего мира. Коммуникативные УУД - умение задавать вопросы; |
Изучение образования снежинок, изморози |
- - Какое самое характерное природное явление, говорит нам, что начинается зима. (снегопад) - А что называется снегопадом? - А что такое снег? - Из чего состоит снег? -Если нет ветра, то как летят снежинки? (тихо, плавно, медленно) - Тогда их можно рассмотреть поймав на варежку. - Как вы думаете, какую форму имеют снежинки чаще всего? (снег на столы, рассматривают под лупой) Давайте ещё посмотрим, какие бывают снежинки. -Ребята, а какие неприятности может принести людям снегопад? (обрыв проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы и заносы на дорогах) -Если снег идет при ветре, как вы думаете, называется это погодное явление? -Давайте выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упражнение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку». -Что произошло с снежинками? -Какое явление мы попытались изобразить? (метель) | Разбиваются в пары и выполняют задания | Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности среды обитания растений делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. Познавательные: умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы. |
|
5.Итог урока. Рефлексия |
-Что нового мы узнали? -Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? - Вам понравился урок? - Какую цель мы ставили перед собой? - Удалось достичь поставленной цели? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? - А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? - Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали? Спасибо ! Желаю вам удачи и успехов в учебе! | Учащиеся делают выводы и доказывают примерами, что является необходимым условием для жизни растений. | Личностные УУД Имеют представление о границах собственного знания и «незнания». Регулятивные УУД Оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив; осуществление контроля по результату. Познавательные УУД Общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление причинно – следственных связей. |
Домашнее задание |
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами. | | |