Проект «Зимующие птицы Бурятии»
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
Цель проекта:
Повышение читательской компетентности посредством рассказов Виталия Бианки, создание презентации на основе полученных результатов проектной деятельности.
Задачи проекта:
1).образовательные: актуализация знаний детей о зимующих птицах;расширение кругозора по теме через прочтение рассказов Виталия Валентиновича Бианки.
2).развивающие: развитие читательских умений,способности детей к наблюдению за объектами живой природы родного края с применением средств ИКТ,способствование развитию положительной учебной мотивации;
3).воспитательные:привитие интереса к чтению книг о природе,воспитание компетентного читателя.
Оборудование:
1).мультимедийный проектор;
2).экран или интерактивная доска;
3)фотоаппарат;
Ход проекта.
I этап.Погружение в проект.
I занятие
(проводится со всем классом)
Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.
Звучит музыки П.И.Чайковского «Времена года.Декабрь»,я начинаю говорить на фоне музыки.
У: Послушайте стихотворение Сергея Есенина:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
У: Прекрасен зимний лес!Сквозь необыкновенную тишину то там,то тут раздаются птичьи голоса.Ведь не все дети улетели в теплые края,некоторые остались у нас зимовать,
Какие птицы зимуют в нашей местности.Поиграем в игру «Что это за птица?»
Игра «Что это за птица?»
У: По словесному описанию,образу жизни нужно узнать,о какой птице идет речь.за правильный ответ получаете жетон.затем можете добавлять свои сведения о птице,за что тоже получаете жетон.По количеству жетонов определяем лучшего знатока птиц.
Просмотр презентаций.
Слайд 3.У:Красивая птица,самец отличается красным пятном на темени.хвост очень жесткий,т.к. служит опорой при лазании птицы по стволу дерева. У каждой пары птиц свой большой участок. Дупло для гнезда они выдалбливают на осине. Осенью и зимой питаются семенами хвойных деревьев,весной и летом-личинками и насекомыми.Эиоо-полезная птица,она уничтожает опасных для леса вредителей. Долбит только зараженные вредителями деревья.(Большой пестрый дятел)
Слайд 4. Одна из самых заметных птиц наших лесов. Окраска оперения самца очень красива.в первой половине зимы эти птицы часто появляются в садах,огородах,они собираются в небольшие стайки,которые сохраняются в течение всей зимы.питаются растительной пищей:семенами деревьев,побегами,молодыми листьями и цветами,насекомые поедаются лишь случайно.гнезда,имеющие чащеобразную форму,строят на ветвях ели.(Снегирь)
Слайд 5. Это одна из наиболее широко известных птиц,живущих по соседству с человеком.это оседлая птица.гнездится отдельными парами.гнездо помещает в самых разнообразныз местах6в норах,дуплах,в скворечниках,обычно это грубая постройка в виде кучи разного натасканного хлама.Питается в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми.(Воробей домовой)
Слайд 6. Оседлая птица.зиму проводит вблизи поселений человека,пиьтаясь отбросами.питается насекомыми,грызунами,птенцами,яйцами,зернами культурных злаков.Живет парами. Гнездо строит в густых ветвях куста или дерева. Разоряя гнезда птиц,таская домашних цыплят,выбирая из земли высеянные семена арбузов ,эти птицы наносят некоторый вред.но он невелик по сравнению с больщой пользой ,приносимой истреблением вредителей сельского хозяйства.(Сорока)
Слайд 7.распространена в лиственных лесах.Это оседлая птица.Гнезда строит в самых разнообразных местах из тонких веточек,корешков,сухих стебельков трав.Зимой птицы обьединяются в стайки и перемещаются на окраины населенных пунктов.Зимой основу питания составляют семена растений и яйца бабочек,а весной - семена и жуки.Приносят пользу,истребляя вредных насекомых:долгоносиков,клопов,тлю,шелкопрядок.(Синица)
Слайд 8.Населяют опушки и окраины лесов,рощи,заросли речных долин.Зиму проводят у жилья человека. Кормятся по помойкам и свалкам отходами,отбросами,пищевыми остатками.живут стаями.Гнездо строят из сухих веток,крупное.Это всеядная птица.Зимой она поедает отбросы и остатки пищи у жилья человека.уничтожением грызунов и насекомых-вредителей приносит пользу.нежелательны скопления этих птиц в городах и поселках из-за загрязнения зданий.(Ворона серая)
Слайд 9.внешность этой птицы хорош известна,это общественная птица.Зимой живет стаями.Там,где эту птицу не преследуют,она становится доверчивой.Является оседлой.Населяет скалы,горные ущелья,овраги,обрывистые берега рек. Лесов и открытых пространств избегает.Некоторые из этих птиц живут в селениях и гнезда устраивают в постройках человека.Гнездо представляет собой небрежно сложенную плоскую кучу из веток.Питается семенами различных растений,как диких,так и культурных,которые собирает на земле.(Голубь сизый.)
У: Какие трудности подстерегают птиц зимой? Чем мы можем им помочь
Воспит.момент:Какие трудности подстерегают птиц зимой?Чем мы можем помочь?
-Скажите, а где мы можем взять информацию о птицах Бурятии? Прочитать в книгах,в интернете,услышать по телевизору.
У: Изучая образ жизни зимующих птиц Бурятии, можно обращаться к рассказам писателей,которые пишут о природе. Мы познакомились с писателем,биография которого тесно с природой.Это Виталий Валентинович Бианки.Этот человек очень любил бывать на природе и все увиденное воплощал в своих рассказах.
-Кто желает узнать о птицах больше, прочитав для этого рассказы Виталия Бианки?