Значение хореографической подготовки в процессе занятий спортивной аэробикой.
Введение .Хореографическая подготовка - это система упражнений и методов воздействия, направленных на формирование «школы движений»,
воспитание двигательной культуры гимнастки, расширение выразительных
средств .Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию эмоциональности;
воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный
вкус.
Проблема совершенствования хореографической подготовки в
спортивной аэробике с учетом взаимосвязи основных параметров
специальной и хореографической подготовленности является своевременной
и актуальной.
Цель работы: выявить взаимосвязь основных параметров
специальной и хореографической подготовленности гимнасток на этапе
базовой подготовки.
Объект исследования: тренировочный процесс в спортивной аэробике.
Предмет исследования: особенности хореографической подготовки
в занятиях спортивной аэробике.
Задачи исследования:
1.Значение хореографической подготовки в процессе занятий
художественной гимнастикой
2.Внедрение методов в процесс подготовки гимнасток. Практическая значимость работы.
Виды подготовки в спортивной аэробике.
1.Специальная техническая подготовка.
Техническая подготовка включает в себя:
А) базовые упражнения, которые обеспечивают необходимый
двигательный потенциал. Это элементарные позы, навыки правильной
походки и осанки.
Б) специальные упражнения, из которых составляются произвольные
комбинации. В этот раздел включаются двигательные действия с заранее
определенными характеристиками. По мере накопления двигательного опыта
гимнасткам предлагаются новые варианты специальных упражнений в
соответствии с индивидуальными возможностями.
В) вспомогательные упражнения, благодаря которым развиваются
двигательные и психические качества, обеспечивающие более полное
проявление индивидуального стиля. В этом разделе предлагаются примерные
комплексы из классического экзерсиса, музыкально-ритмического обучения,
специальных упражнений для развития гибкости.
2. Общая физическая подготовка.
В спортивной аэробике невозможно добиться точного, выразительного выполнения, какого бы то ни было упражнения, не имея
гибкости, ловкости, быстроты и прыгучести. Все эти качества
вырабатываются при помощи общей физической подготовки: Основными
средствами ее являются: строевые, общеразвивающие и игровые
упражнения, некоторые элементы различных видов спорта, упражнения на
силу мышц рук, ног спины, брюшного пресса, голени, стопы и т.п.
3. Хореографическая подготовка.
Спортивная аэробика является полиструктурным видом
спорта, технический арсенал которого неограничен и постоянно обновляется.
В связи с этим приходиться иметь дело с распределением чрезвычайно обширного материала. Условно можно выделить четыре основных
компонента технической подготовки:
а) хореографическую подготовку
б) музыкально-ритмическую подготовку;
в) подготовку выступательной программы
г) акробатическую подготовку
Про ведение занятий с группой гимнасток повышает плотность
тренировки, в результате чего усиливается воздействие на сердечно-
сосудистую и дыхательную системы, что способствует развитию
выносливости.
в раздел хореографической подготовки входят элементы классического, современного бального
танцев, которые исполняются в виде экзерсиса у опоры и на середине.
Элементы классического танца, «школы» - это первоначальные
упражнения для усвоения принятой постановки корпуса, рук, ног и головы.
Упражнения классического тренажа укрепляют мышцы ног, содействуют
общей и специальной подготовке гимнасток. Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах
обучения. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и
основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных
исходных положений, чтобы избежать наблагоприятных воздействий на
костно-связочный аппарат.
Позиции ног.
1 позиция: пятки вместе, носки в стороны (ступни равернуты под
углом 180), тяжесть тела равномерно распределена на всей стопе, живот и таз
подтянуты, плечи слегка опущены.
2 позиция: то же, что 1 позиция, но между пятками расстояние,
равное одной ступне.
3 позиция: пятка передней ноги плотно прижата к середине ступни
задней ноги, носки развернуты.
4 позиция: ступни развернуты горизонтально, пятка передней ноги
точно на уровне носка задней ноги, расстояние между ступнями равно одной
ступне, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.
5 позиция: то же, что 4 позиция, но пальцы передней ноги плотно
прилегают к пятке задней ноги, и наоборот.
Методические указания: в начальный период обучения разворот ног в
тазобедренных суставах должен определяться индивидуальными
возможностями. Движения перехода от одной позиции к другой должны
выполняться точно, с необходимым мышечным напряжением. Давать
упражнения в основном из 1, 2 и 3 позиций.
Позиции рук.
Подготовительная: руки внизу, слегка скруглены, ладони развернуты к
телу и вверх, концы пальцев смотрят друг на друга на расстоянии 10-15 см,
плечи слегка развернуты.
1 позиция: руки вперед (на уровне диафрагмы), локти скруглены,
ладони обращены к туловищу.
2 позиция: руки в стороны, несколько ниже линии плеч, округлены, ладони вперед - внутрь.
3 позиция: руки вперед-вверх так, чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы, ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.
Методические указания: добиваться мягкой, округлой линии рук и минимального мышечного напряжения (движения рук осваиваются труднее, так как требуют тонкой координации); необходим постоянный самоконтроль за плавностью и выразительностью движений рук при смене позиций, следить за осанкой, движениями головы, направлением взгляда.
Для исполнения всех движений «школы» необходима правильная
постановка спины, помогающая гимнасткам приобретать устойчивость,
апломб. Стержень апломба - позвоночник.
Ведущую роль в изменении и подчеркивании характера интонаций
телодвижений играют руки, их выразительность. Они принимают самые
разнообразные положения, выражая своей пластикой детали эмоционального
состояния гимнастки. Особенно важна красота рук в упражнениях без
предмета. Подвижные, «живые» руки придают очарование исполнению, неподвижные действуют угнетающе.
Элементы бальных танцев воспитывает у гимнасток чувство
стиля, присущее данному танцу. Используются элементы менуэта, гавота -
бальные танцы 19 века - и современного бального танца, например, ча-ча-ча,
румба.
Современные танцы с их стремительными ритмами и сложными
положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный
аппарат, систему дыхания и сердце.
Б) Музыкально-ритмическая подготовка.
В каждом уроке хореографии осуществляется связь движений и
музыки, даются музыкальные задания, игры. С самого начала занятий надо
подбирать музыкальное сопровождение, учитывая не только структуру, но и
эмоциональную силу воздействия музыки на занимающихся. Знакомясь с
различными музыкальными темпами, гимнастки одновременно овладевают
движениями различной амплитуды и разного напряжения. Здесь даются
задания на воспитание чувства ритма, темпа, на определение характера
музыки, на импровизацию, на определение мелодии. В результате
музыкально-ритмического воспитания гимнастки овладевают различными скоростями движения, придавая ему различную окраску. Прививая детям,
любовь к музыке, педагог способствует их эстетическому воспитанию.
2. Значение хореографической подготовки в процессе занятий спортивной аэробике
2.1. Методика занятий в хореографии.
Целостное управление учебно-воспитательным процессом направлено на обучение двигательным действиям, которые обеспечивают исполнению упражнений точность, стабильность, выразительность. При разработке системы упражнений хореографии определена целесообразность использования следующих методов:
- наглядный метод.
Используемые приемы:
А) наглядно-зрительные - показ хореографических движений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы, рисунки);
Б) наглядно - слуховые - музыка, песни;
В) тактильно - мышечные: непосредственная помощь педагога.
Применение наглядного метода создает зрительное, слуховое, мышечное представление о движении, обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений гимнастки.
- Словесный метод.
Его приемы: объяснения, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналов. Образный, сюжетный рассказ. Этот метод обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движений.
- Практический метод.
Приемы: повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой и соревновательной форме. Данный метод закрепляет на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
- Метод программированного обучения.
Каждую серию заданий надо направить на последовательное овладение
отдельными фазами движения: подготовительной предварительное
напряжение или батман, основной - гранд батман. При программированном
обучении внимание детей обращается на важность тех движений, которые
они должны выполнять одинаково, независимо от их индивидуальных
особенностей.
- Целостный метод
Применяется, если действия несложны, лучше всего использовать,
например, при изучении попеременного приставного шага, шага польки,
галопа, высокого шага.
2.2. Классификация уроков хореографии.
Обучающий урок, основной задачей которого является освоение
отдельных элементов. Он присущ подготовительному периоду тренировки.
Используется раздельный метод проведения упражнений с многократным
повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты.
Тренировочный урок - это поддержание спортивной формы и
«разогрев» к предстоящей тренировке.
- Контрольный урок. Период завершения обучения определенным
движениям или целому разделу хореографии.
- Соревновательный урок. Этот тип урока является разминкой, но более
специализированной и индивидуализированной, чем тренировочный урок.
- Показательный урок. Здесь главное - зрелищность, которая определяется
оригинальностью упражнений, сменой темпа, характера движений, высоким
индивидуальным мастерством участниц.
2.3. Принципы построения урока хореографии
- соразмерность длительности отдельных частей урока.
- подбор упражнений и последовательность их в уроке.
- чередование нагрузки и отдыха.
- составление учебных комбинаций на уроке.
2.4. Закономерности композиции произвольных упражнений.
Органическая связь спортивной аэробике с музыкой и
хореографией оказывает благотворное влияние на составление выступательной программы. Современные упражнения - это синтез движений разного
происхождения (базовые элементы спортивной аэробике, элементы
классического, , современного бального танцев).
Хореографические элементы вносят разнообразие в композицию,
вырабатывают у гимнасток ритмичность, музыкальность, выразительность.
Произвольную композицию надо составить так, чтобы гимнастка
могла показать свою разностороннюю техническую и физическую
подготовку: умение координировать движения, а также гибкость, силу,
прыгучесть, мягкость и пластичность движений.. Упражнение должно иметь
начало, середину и конец. Особенно важен финал. В композиции должны
быть перемещения по всем основным направлениям зала, и оно должно
включать в себя основные движения специальной технической подготовки и
хореографической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение на практике различных методов положительно повлияло
на успешное овладение гимнастками базовых упражнений спортивной аэробике
и элементов хореографической подготовки.
В процессе работы были определены минимальный, (дающий общее
физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие гимнасток), и
оптимальный, (позволяющий говорить о начале формирования танцевальной
культуры), набор движений классического, народного, бального танцев,
которые могут усвоить гимнастки, и, которые смогут повлиять на постановку
корпуса, рук, ног, головы, научить приемам правильного дыхания, развить
свободу и грациозность движений, улучшить их координацию.
Выявлено развивающее влияние хореографической подготовки на
формирование физических (гибкости, выворотности стоп, мягкости рук,
прыгучести) и личностных качеств, эмоциональной сферы гимнасток;
выявлен оздоравливающий эффект занятий хореографией.