СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
21.05.2020 Занятие №1-2 Предмет: Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены 15 группа
Тема урока: ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
§1 Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков
Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 2 5 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5— 2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты.
Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека^ составляет:
Д о 1 года — 100
От 1 д о 3 лет — 100— 90
4— 6 лет — 90— 80
7 — 10 лет — 80— 70
11— 13 лет — 70— 65
14— 17 лет — 6 5 — 45
Взрослые люди — 45
Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное спласированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10 % выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании
детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1 :4. Суточные физиологические нормы питания детей
разных возрастов показаны в табл. 4.
Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту (чем меньше ребенок, тем
потребность больше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни.
Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу
как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в
пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается
сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции.
Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка.
На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4 — 6 лет — 4 — 3,5 г;
7— 10 лет — 3 г; 11 — 13 лет — 2,5— 2 г; 14— 17 лет — 2 —
1,5 г.
Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65— 70 %, школьного — 60 %
суточной нормы этого пищевого вещества.
По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте
считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста —не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, крупы —
продукты, содержащие полноценные белки с богатым
аминокислотным составом.
Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они
выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5— 10% общего количества). Суточная потребность
2* 3 5
в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее
3 0 %. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость к болезням, замедляется
рост.
У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше,
чем у взрослых, и должна составлять 10— 15 г на 1 кг
массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются
фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты,варенье. Количество сахаров должно составлять 25 %
общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению
обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.
В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена
Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С вместе с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нерв ной системы, мозга, зубов, мышц.
Особое значение имеюткальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет. Са 0,5 1,2 г, Р — 0,4— 1,8 г. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли
железа участвуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген.
Магний участвует в формировании ферментных систем, углеводном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы, фтор — построению зубов.
Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1— 3 года — 100 мл, 4 6 лет — 60 мл, 7— 17 лет — 50 мл (у взрослых — 40 мл).
§ 2. Санитарные требования к кулинарной обработке блюд и режиму питания детей и подростков Особенности сырья и кулинарной обработки блюд.
В питании детей и подростков следует обращать внимание на разнообразие пищи. Особенно рекомендуют молоко и молочные продукты, говядину, телятину, куры, печень, Рыбу, яйца, икру, картофель, овощи, фрукты,
овсяную, гречневую, манную и рисовую крупы, макаронные изделия
В раннем возрасте запрещают, а в старшем ограничивают: баранину, свинину, уток, гусей, хрен, редьку,
консервы, копчености.
Для детей ясельного возраста рекомендуют продукты детского питания: молочно-крупяные смеси, сухие кисели, фруктовые и овощные пюре, соки. В детском питании большое внимание следует уделять вкусовым качествам пищи.
Учитывая возраст ребенка, нужно использовать соответствующую кулинарную обработку пищи.
Детям до 1,5 лет блюда готовят в протертом и мелкорубленом виде, паровые, отварные. По мере роста ребенка кулинарная обработка пищи. должна изменяться и постепенно, к 16— 17 годам, приблизиться к способам приготовления блюд для взрослых.
Учитывая повышенную потребность детей и подростков в питье, следует в рационе питания предусматривать напитки: чай, кофе, какао, соки, молоко, кисломолочные продукты, кисели, компоты.
Режим питания детей и подростков. Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое
значение для усвоения организмом пищевых веществ.
Детям дошкольного возраста рекомендуют принимать пищу четыре раза в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 1 5 %, ужин — 25%.
В школьном возрасте также целесообразно четырехразовое питание с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25 %, второй з а в т р а к — 2 0 %, обед — 3 5 %, ужин — 2 0 %.
Важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся служит правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50 -70 % суточной нормы.
Энергетическая ценность школьного питания должна соответствовать энергозатратам детей. Учащиеся ПТУ в зависимости от вида государственного обеспечения получают по месту учебы или полный рацион, или двухразовое питание, или горячий обед. Энергетическая ценность дневного рациона подростков; составляет в среднем 3000 ккал, из которых на з а в т р а к и обед приходится 60— 7 0 %. Четырехразовый режим питания школьников и \ учащихся ПТУ устанавливают в зависимости от распорядка занятий. Для младших школьников завтраки организовывают во вторую перемену, а для старших — в третью.
Контрольные вопросы(письменно)
I. Почему у детей потребность в пищевых веществах больше, чем у взрослых?
2. К а к и е продукты рекомендуют для питания детей?
3. Какой режим питания должен быть у детей дошкольного возраста, школьного возраста,
Пройти тест:
-80%
© 2020, Иванина Марина Валентиновна 454