СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 причин детской безответственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Убеждение «Ответственность = ярмо»

Так считают очень многие знакомые мне дети. Иначе с чего бы они так демонстративно закатывали глаза, услышав от мамы или другого взрослого: «Пора быть более ответственным(-ой)!», «Что за безответственность такая?!», «Когда ты наконец возьмешься за ум?» и т.д.? Дети не стремятся брать на себя дополнительные обязательства. Не хотят надевать на шею еще одно ярмо. Им и так хватает умственной и физической нагрузки. Они просто хотят, чтобы их оставили наконец в покое и родители, и учителя.

Как быть? Самому наладить отношения с ответственностью и объяснять ребенку, что быть ответственным – здорово. Он сначала, конечно, не поверит:) Вам в помощь – примеры из жизни людей, которые сделали себя сами. Желательно выберите героев, близких ребенку по духу. Тем самым вы еще раз продемонстрируете, как важно брать на себя ответственность за свои результаты в чем бы то ни было. Но не спешите приводить в пример себя. Почти всегда дети расценивают это как камень в свой огород.

2. Страх не справиться

Так же как и любому взрослому, ребенку требуется регулярное подтверждение того, что он умный, способный, смелый и т.д. Это одна из базовых потребностей личности – быть хорошим. Поэтому как только на горизонте появляется угроза этой самой хорошести в виде большой цели, с которой есть шанс не справиться, ребенок подсознательно начинает саботировать движение к ней.

Как быть? Учите ребенка есть большого слона маленькими кусочками. Окончить четверть только на «отлично» – слишком объемная цель, которая может показаться ребенку неподъемной ношей. И он будет саботировать ее изначально. Но вот сделать одно домашнее задание – это уже куда проще. С этим можно запросто справиться! Разложите цель на маленькие шаги и покажите ребенку ближайшие из них. Так он убедится в том, что нужный ему результат возможен.

3. Отсутствие понимания причинно-следственных связей

Требовать ответственного поведения от двухлетнего малыша бессмысленно. В этом возрасте ребенок еще не способен связать причину и следствие, он никак не соотносит свое действие с последующим результатом. Ответственность – это уже про разум, который в столь раннем возрасте еще полностью подчинён эмоциям. Это не означает, что нужно позволять ребенку делать всё, что ему заблагорассудится. Но ждать ответственного и осознанного поведения в 2-3 года еще рано.

Как быть? Заходить в непростую тему ответственности через эмоции ребенка. Сначала соединяться с ним на эмоциональном уровне, а затем подтягивать детский разум. Для этого овладевайте навыками активного слушания и учитесь интегрировать детский мозг, когда оба полушария – правое (эмоциональное) и левое (логическое) – начинают в тандеме работать над решением задачи. А что, если чаду уже 8, 10 или 15? В этом случае я вижу выход в том, чтобы позволить ребенку столкнуться с последствиями его безответственности. (Понятно, что речь идет о «безопасных» ситуациях, а не о том, что «пусть на своей шкуре узнает, что такое утреннее похмелье».) Не повесил одежду в шкаф – пусть утром надевает мятый костюм и идет в школу «красивый». Не сделал домашнее задание – пусть получает свою двойку и т.д. Пусть попробует на вкус результаты своей беспечности. Очень маловероятно, что этот вкус ему понравится.

4. Лень

О, эта лень! Сколько подающих надежды людей она сгубила во все времена… И современные дети находятся, к сожалению, в повышенной группе риска. Еще 100-150 лет лет назад прежде чем поесть, надо было наколоть дров, растопить печь, принести воды из колодца, поставить казан с нехитрой кашей, следить за огнем… Сегодня ребенку достаточно открыть холодильник и взять оттуда что-то готовое. (Некоторые и этого не делают – ждут, чтобы мама подала.) Наши дети (да и мы сами) избалованы готовыми решениями XXI века. Стирает стиралка, готовит мультиварка, развлекают телевизор и гаджеты, охлаждает кондиционер… И мы идем в своей лени еще дальше – мы уже хотим не просто готовых решений, мы хотим волшебных таблеток, которые сделают за нас всё и даже больше. Конечно, у лени есть и другие причины – низкий уровень энергии, сверхнагрузки и т.д. И вместо того чтобы найти и хотя бы попытаться устранить причины лени во имя лучшей жизни, даже мы, взрослые, выбираем отказ от дополнительной ответственности и живем так, как живем. Так почему наши дети должны хотеть большего?

Как быть? Использовать достижения цивилизации, но перестать гоняться за волшебными пилюлями. Наладить режим труда и отдыха. Прокачивать осознанность – свою и ребенка. Если этого не делать, наступит леность ума. А это самый трудно поддающийся лечению диагноз.

5. Гиперответственная мама

Понаблюдав внимательно за родителями и детьми, вы заметите, что в большинстве случаев уровень детской ответственности обратно пропорционален уровню ответственности родителя. Самые безответственные дети обычно растут у сверхответственных мам и пап. (Это подтверждает и мой прошлый материнский опыт.) И это самое обидное.

Как быть? Разбираться с собственным уровнем ответственности. Осознать, что ответственность мамы и ребенка до определенных пор представляет собой единую систему. Это очень хорошая новость: значит, корректируя свои отношения с ответственностью, вы поможете наладить эти отношения и ребенку.

(Материал с сайта Екатерины Алексеевой)

Категория: Психологу
10.02.2017 08:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП