СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Текст № 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восстановите исходный текст. Для этого:

1) вставьте в начало каждого абзаца части 1 подходящий по смыслу переход из части 2;

2) замените слова, набранные курсивом, реальными цитатами из текста поэмы «Цыганы».

Часть 1

1. Хотя формально она закончена уже в Михайловском, но по своему типу примыкает к романтическим произведениям, создававшимся Пушкиным на юге.

2. На фоне бессарабских степей, по которым кочуют мирные цыганские телеги. Быт этого народа прост и непритязателен; главное, что под­чёркивается в нём автором, – это свобода и естественность. Жизнь цыган напоминает поэтический миф о золотом веке, когда люди находились в некоем идиллическом состоянии всеобщей гармонии – и с самими собой, и с природой.

3. Мы ничего не знаем о герое, кроме того, что он покинул свою родину, где он подвергается судебным преследованиям. Прошлое Алеко покрыто романтической завесой тайны, которая лишь изредка прорывается. Например, молодой цыганке Земфире Алеко рассказывает о несвободе человека в городах, которые он вынужден был покинуть. Описание цивилизованного мира строится по принципу контраста к описанию жизни цыган: это мир несвободы, мир ложных ценностей, мир губительных страстей, иссушающих душу человека.

4. Среди вольной жизни, которой он наконец начинает жить в табо­ре, иногда нападают на него необъяснимое уныние и тоска. Ему никак не удаётся полностью слиться с цыганами, потому что в его душе кипят принесённые из прошлого, из отвергнутого им мира страсти. Они за­снули на время – как бы предупреждает его автор.

5. Алеко и Земфира любят друг друга. Они вместе ведут кочевую жизнь, ни о чём не заботясь и не сожалея, Алеко, кажется, становится совсем другим, привыкая к жизни у цыган. Однако к звучавшему ранее голосу автора неожиданно присоединяется голос отца Земфиры, старо­го цыгана, рассказывающего Алеко историю сосланного некогда в эти же края поэта Овидия. Тот, кто привык жить в роскоши, не всегда раду­ется свободе – эти слова становятся как бы вторым предупреждением и Алеко, и читателю поэмы.

6. Земфира разлюбила Алеко. Ситуация измены стара как мир, но каждый человек переживает её как новую. Алеко она буквально оглу­шает, ввергает в пучину страданий. Его жизнь, казавшаяся прочной, устойчивой, рушится на глазах. Старик цыган, пытаясь утешить Алеко, рассказывает ему свою историю – историю о том, как страстно люби­ла его мать Земфиры, Мариула, и как быстро она ему изменила. Отец Земфиры тоже глубоко страдал, но примирился со своей судьбой – ведь, по его мнению, вернуть ушедшее чувство нельзя. Алеко не может при­нять такой выход – его душа переполнена проснувшимися страстями: нет, я не собираюсь отказываться от мести!

7. Алеко убивает Земфиру и её любовника. Теперь рушится уже и порядок жизни мирного цыганского племени.

8. Возможно, его мысль звучит в последних словах старого цыгана, обращённых к Алеко: свобода, признаваемая человеком только для себя, оборачивается своеволием, гордыней, несёт с собой зло. Здесь мы ви­дим новую для романтического произведения ситуацию. Прежде к романтическому герою не предъявлялись нравственные требования. Он был неизмеримо выше толпы, горд, одинок, свободен. В «Цыганах» же вместо толпы действуют люди со своими представлениями о жизни. И именно они выносят герою нравственный приговор.

9. Правота романтического героя сменяется другой правдой. Ни сво­еволие, ни примирение с судьбой не приводят человека к счастью, не спасают его от сложности жизни. И если в поэме и есть вывод, то он неутешителен: нигде нельзя защититься от страстей и судьбы.

Часть 2

А) Сюда, на лоно этой естественной жизни, попадает герой поэмы – Алеко.

Б) Развязка поэмы трагична.

В) Поэма Пушкина «Цыганы» (1824) завершает собой группу так называемых южных поэм.

Г) Как же оценивает автор происшедшее?

Д) Действие «Цыган», как и большинства южных поэм, развёртывается в экзотической обстановке.

Е) До поры ничто не предвещает беды.

Ж) Долго не может забыть этот мир Алеко.

3) Но смысл поэмы не сводится к тому, что…

И) И предсказание наконец сбывается.

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 12–14.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Пушкин А. С.

https://multiurok.ru/blog/pushkin-a-s-1.html

Категория: Литература
14.07.2017 21:05


© 2017 639

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!