© 2017 639
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Восстановите исходный текст. Для этого:
1) вставьте в начало каждого абзаца части 1 подходящий по смыслу переход из части 2;
2) замените слова, набранные курсивом, реальными цитатами из текста поэмы «Цыганы».
Часть 1
1. Хотя формально она закончена уже в Михайловском, но по своему типу примыкает к романтическим произведениям, создававшимся Пушкиным на юге.
2. На фоне бессарабских степей, по которым кочуют мирные цыганские телеги. Быт этого народа прост и непритязателен; главное, что подчёркивается в нём автором, – это свобода и естественность. Жизнь цыган напоминает поэтический миф о золотом веке, когда люди находились в некоем идиллическом состоянии всеобщей гармонии – и с самими собой, и с природой.
3. Мы ничего не знаем о герое, кроме того, что он покинул свою родину, где он подвергается судебным преследованиям. Прошлое Алеко покрыто романтической завесой тайны, которая лишь изредка прорывается. Например, молодой цыганке Земфире Алеко рассказывает о несвободе человека в городах, которые он вынужден был покинуть. Описание цивилизованного мира строится по принципу контраста к описанию жизни цыган: это мир несвободы, мир ложных ценностей, мир губительных страстей, иссушающих душу человека.
4. Среди вольной жизни, которой он наконец начинает жить в таборе, иногда нападают на него необъяснимое уныние и тоска. Ему никак не удаётся полностью слиться с цыганами, потому что в его душе кипят принесённые из прошлого, из отвергнутого им мира страсти. Они заснули на время – как бы предупреждает его автор.
5. Алеко и Земфира любят друг друга. Они вместе ведут кочевую жизнь, ни о чём не заботясь и не сожалея, Алеко, кажется, становится совсем другим, привыкая к жизни у цыган. Однако к звучавшему ранее голосу автора неожиданно присоединяется голос отца Земфиры, старого цыгана, рассказывающего Алеко историю сосланного некогда в эти же края поэта Овидия. Тот, кто привык жить в роскоши, не всегда радуется свободе – эти слова становятся как бы вторым предупреждением и Алеко, и читателю поэмы.
6. Земфира разлюбила Алеко. Ситуация измены стара как мир, но каждый человек переживает её как новую. Алеко она буквально оглушает, ввергает в пучину страданий. Его жизнь, казавшаяся прочной, устойчивой, рушится на глазах. Старик цыган, пытаясь утешить Алеко, рассказывает ему свою историю – историю о том, как страстно любила его мать Земфиры, Мариула, и как быстро она ему изменила. Отец Земфиры тоже глубоко страдал, но примирился со своей судьбой – ведь, по его мнению, вернуть ушедшее чувство нельзя. Алеко не может принять такой выход – его душа переполнена проснувшимися страстями: нет, я не собираюсь отказываться от мести!
7. Алеко убивает Земфиру и её любовника. Теперь рушится уже и порядок жизни мирного цыганского племени.
8. Возможно, его мысль звучит в последних словах старого цыгана, обращённых к Алеко: свобода, признаваемая человеком только для себя, оборачивается своеволием, гордыней, несёт с собой зло. Здесь мы видим новую для романтического произведения ситуацию. Прежде к романтическому герою не предъявлялись нравственные требования. Он был неизмеримо выше толпы, горд, одинок, свободен. В «Цыганах» же вместо толпы действуют люди со своими представлениями о жизни. И именно они выносят герою нравственный приговор.
9. Правота романтического героя сменяется другой правдой. Ни своеволие, ни примирение с судьбой не приводят человека к счастью, не спасают его от сложности жизни. И если в поэме и есть вывод, то он неутешителен: нигде нельзя защититься от страстей и судьбы.
Часть 2
А) Сюда, на лоно этой естественной жизни, попадает герой поэмы – Алеко.
Б) Развязка поэмы трагична.
В) Поэма Пушкина «Цыганы» (1824) завершает собой группу так называемых южных поэм.
Г) Как же оценивает автор происшедшее?
Д) Действие «Цыган», как и большинства южных поэм, развёртывается в экзотической обстановке.
Е) До поры ничто не предвещает беды.
Ж) Долго не может забыть этот мир Алеко.
3) Но смысл поэмы не сводится к тому, что…
И) И предсказание наконец сбывается.
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 12–14.
*
См.:
Карта сайта
Пушкин А. С.
© 2017 639