© 2017 430
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вставьте в текст пропущенные буквы (где они необходимы), раскройте скобки.
Восстановите правильную последовательность частей текста.
Проследите, какие способы для связи абзацев использует автор.
Можно ли считать получившийся текст простым пересказом сюжета романа? Есть ли в нём элементы анализа?
1. В этот момент в повествовании_ появляе(т, ть)ся главный герой – сын Андрея Гавриловича Владимир Дубровский. Он находи(т, ть)ся в Петербурге, где служит в гвардии. Известие о болезни отца поражает его: «он романически был к нему пр_вязан». (Не)раздумывая, Владимир отправляе(т, ть)ся в отцовскую деревню. Через некоторое время после его пр_езда отец ум_рает, и в самый день похорон из города пр_езжают чиновники, с тем чтобы передать управление имением Троекурову.
2. Роман «Дубровский» (1832–1833) посв_щён чрезвычайно волновавшей Пушкина в конце 1820-х – начале 1830-х годов теме взаимоотношений дворянства и народа. На историческом материале тема эта ра_крывае(т, ть)ся в «Капитанской дочке», на совреме(н, нн)ом Пушкину – в «Дубровском».
3. Дефорж показывает себя человеком, умеющ_м постоять за свою честь (случай с медведем), чем вызывает интерес со стороны Маши. Она чувствует, что и учитель неравнодушен к ней. Эта возникающая на глазах читателя линия романа, кажущаяся побочной, неожида(н, нн)о станови(т, ть)ся центральной: внезапно выясняе(т, ть)ся, что Дефорж не кто иной, как Дубровский, что он тайно проникает в дом Троекурова, поскольку любит Машу (в этом и крое(т, ть)ся пр_чина непр_коснове(н, нн)ости дома Троекурова). Вся последующая линия взаимоотношений Дубровского и Маши целиком выдержа(н, нн)а в романтическом ключе: пламе(н, нн)ые речи, слёзы, трепетные об_ятья; будут здесь и тайные записки, и кольцо, и дупло дуба, служащее почтовым ящиком.
4. Владимир тяжело переживает своё положение. Он одинок, будущее грозит ему нищетой и несчастьями. Особенно же угнетает его мысль о скором поругании семейного гнезда. Последняя ночь, проведё(н, нн)ая им в родном доме за ра_бором отцовского архива, станови(т, ть)ся поворотной для всей его судьбы – он решает боро(т, ть)ся.
5. В первых главах романа автор рассказывает о крепкой дружбе бедного, но очень независимого помещика Андрея Гавриловича Дубровского с Кирилой Петровичем Троекуровым, «стари(н, нн)ым русским барином», богач_м и самодуром, и о внезапно последовавшей ссоре между ними. Чтобы досадить своему бывшему другу, Троекуров, перед которым трепещет вся округа, добивае(т, ть)ся (не)справедливого решения суда о передаче ему имения Дубровского. Не ожидавший подобного потрясения Дубровский серьёзно заболевает.
6. Это решение оказывае(т, ть)ся во многом подготовле(н, нн)ым и подкреплё(н, нн)ым поведением его крестьян, которые неоднократно выступали против перехода к Троекурову. Вместе с дворовыми людьми Владимир подж_гает дом, в котором спят чиновники, и скрывае(т, ть)ся.
7. Развязка любовной истории так(же) романтична. Машу хотят выдать замуж за богатого князя Верейского. Её попытка пр_бегнуть к защите Дубровского по случайности оборачивае(т, ть)ся неудачей, погоня настигает карету Верейского слишком поздно: Маша уже обвенчана.
8. Автор не даёт читателю готовых разгадок; напротив, он как бы запутывает дело, вводя в сюжет новых, на первый взгляд посторо(н, нн)их героев: дочь Троекурова, Машу, и недавно приехавшего в его имение учителя-француза Дефоржа.
9. Роман «Дубровский» остался незаконче(н, нн)ым. Автор обрывает работу над ним на сцене боя правительстве(н, нн)ых войск с разбойниками, после которого Дубровский покидает своих товарищей. Пр_кращение работы над романом связа(н, нн)о, видимо, с сомнениями Пушкина в возможности подобного союза дворянина и народа.
10. С этого момента повествование пр_обретает романтический оттенок: в него входит тайна. Точнее, несколько тайн. Куда исчез Дубровский? Что за (не)уловимые разбойники появляю(т, ть)ся внезапно в окрестных лесах? Почему ведут себя благородно, грабя только богатых помещиков, да и то не дочиста? Почему имение Троекурова не тронули ни разу?
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 15–17.
*
См.:
Карта сайта
Пушкин А. С.
© 2017 430