СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Текст № 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вставьте в текст пропущенные буквы (где они необходимы), раскройте скобки.

Восстанови­те правильную последовательность частей текста.

Проследите, какие спосо­бы для связи абзацев использует автор.

Можно ли считать получившийся текст простым пересказом сюжета романа? Есть ли в нём элементы анализа?

1. В этот момент в повествовании_ появляе(т, ть)ся главный герой – сын Андрея Гавриловича Владимир Дубровский. Он находи(т, ть)ся в Петербурге, где служит в гвардии. Известие о болезни отца поражает его: «он романически был к нему пр_вязан». (Не)раздумывая, Владимир отправляе(т, ть)ся в отцовскую деревню. Через некоторое время после его пр_езда отец ум_рает, и в самый день похорон из города пр_езжают чиновники, с тем чтобы передать управление имением Троекурову.

2. Роман «Дубровский» (1832–1833) посв_щён чрезвычайно волновавшей Пушкина в конце 1820-х – начале 1830-х годов теме взаимоотношений дворянства и народа. На историческом материале тема эта ра_крывае(т, ть)ся в «Капитанской дочке», на совреме(н, нн)ом Пушкину – в «Дубровском».

3. Дефорж показывает себя человеком, умеющ_м постоять за свою честь (случай с медведем), чем вызывает интерес со стороны Маши. Она чувствует, что и учитель неравнодушен к ней. Эта возникающая на глазах читателя линия романа, кажущаяся побочной, неожида(н, нн)о станови(т, ть)ся центральной: внезапно выясняе(т, ть)ся, что Дефорж не кто иной, как Дубровский, что он тайно проникает в дом Троекурова, поскольку любит Машу (в этом и крое(т, ть)ся пр_чина непр_коснове(н, нн)ости дома Троекурова). Вся последующая линия взаимоотношений Дубровского и Маши целиком выдержа(н, нн)а в романтическом ключе: пламе(н, нн)ые речи, слёзы, трепетные об_ятья; будут здесь и тайные записки, и кольцо, и дупло дуба, служащее почтовым ящиком.

4. Владимир тяжело переживает своё положение. Он одинок, будущее грозит ему нищетой и несчастьями. Особенно же угнетает его мысль о скором поругании семейного гнезда. Последняя ночь, проведё(н, нн)ая им в родном доме за ра_бором отцовского архива, станови(т, ть)ся поворотной для всей его судьбы – он решает боро(т, ть)ся.

5. В первых главах романа автор рассказывает о крепкой дружбе бедного, но очень независимого помещика Андрея Гавриловича Дубровского с Кирилой Петровичем Троекуровым, «стари(н, нн)ым русским барином», богач_м и самодуром, и о внезапно последовавшей ссоре между ними. Чтобы досадить своему бывшему другу, Троекуров, перед которым трепещет вся округа, добивае(т, ть)ся (не)справедливого решения суда о передаче ему имения Дубровского. Не ожидавший подобного потрясения Дубровский серьёзно заболевает.

6. Это решение оказывае(т, ть)ся во многом подготовле(н, нн)ым и подкреплё(н, нн)ым поведением его крестьян, которые неоднократно выступали против перехода к Троекурову. Вместе с дворовыми людьми Владимир подж_гает дом, в котором спят чиновники, и скрывае(т, ть)ся.

7. Развязка любовной истории так(же) романтична. Машу хотят выдать замуж за богатого князя Верейского. Её попытка пр_бегнуть к защите Дубровского по случайности оборачивае(т, ть)ся неудачей, погоня настигает карету Верейского слишком поздно: Маша уже обвенчана.

8. Автор не даёт читателю готовых разгадок; напротив, он как бы запутывает дело, вводя в сюжет новых, на первый взгляд посторо(н, нн)их героев: дочь Троекурова, Машу, и недавно приехавшего в его имение учителя-француза Дефоржа.

9. Роман «Дубровский» остался незаконче(н, нн)ым. Автор обрывает работу над ним на сцене боя правительстве(н, нн)ых войск с разбойника­ми, после которого Дубровский покидает своих товарищей. Пр_кра­щение работы над романом связа(н, нн)о, видимо, с сомнениями Пушкина в возможности подобного союза дворянина и народа.

10. С этого момента повествование пр_обретает романтический от­тенок: в него входит тайна. Точнее, несколько тайн. Куда исчез Дубровский? Что за (не)уловимые разбойники появляю(т, ть)ся внезапно в окрес­тных лесах? Почему ведут себя благородно, грабя только богатых помещиков, да и то не дочиста? Почему имение Троекурова не тронули ни разу?

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 15–17.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Пушкин А. С.

https://multiurok.ru/blog/pushkin-a-s-1.html

Категория: Литература
14.07.2017 21:10


© 2017 430

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!