СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Текст № 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Напишите по данному тексту (автор – Г. Красухин) изложение, пред­варительно доработав фрагменты, обозначенные цифрами (1–4). Для это­го выполните следующие задания.

1, 2. Приведите цитату из текста «Капитанской дочки».

3. Заполните пропуски, выбрав необходимое:

а) самозванцу удастся сесть на русский трон;

б) Гринёв-младший неизбежно запросит у родителей благословения на брак с Марьей Ивановной, потому что видел, как набирают оборо­ты после дуэли отношения раненого Петруши и ухаживающей за ним Маши;

в) предстал перед Следственной комиссией по делу Пугачёва и немало способствовал тому, чтобы его сопернику был вынесен наиболее суровый приговор;

г) используя яростное неприятие стариком Гринёвым (как, впрочем, и капитаном Мироновым) дуэли как изощрённой формы ненавистного ста­рым воякам повесничанья;

д) держит её взаперти на воде и хлебе.

4. Ответьте на следующие вопросы:

– Почему, по вашему мнению, Швабрин не называет имя Маши Мироновой на Следственной комиссии?

– Каковы причины этого поступка, по мнению Гринёва? Когда оце­нивает этот поступок повествователь? (Найдите в тексте 6-й главы указа­ние на время создания записок Гринёва.) Как эта оценка характеризует самого Гринёва?

5. Выпишите из текста «Капитанской дочки» цитату.

6. Впишите эпиграф, предпосланный А. С. Пушкиным «Капитанской дочке».

«Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный него­дяй». Ясно, о ком говорит это Марье Ивановне не узнанная ею импе­ратрица. Но, отвлекаясь от того, что такой характеристике подлинный Гринёв не соответствует, обратим внимание на то, что слова императ­рицы окажутся весьма точны, если мы приложим их к другому герою пушкинского романа – к Алексею Ивановичу Швабрину. Именно «не из невежества и легковерия» он переметнулся к Пугачёву и именно «как безнравственный и вредный негодяй».

Что Швабрин – «безнравственный негодяй», в романе будет под­чёркнуто неоднократно. Подтвердит это Гринёву и Василиса Егоров­на, когда станет стыдить того за намерение драться со Швабриным на дуэли (1).

Что Швабрин – человек вредный, докажет его реакция на гринёвское стихотворение, написанное «под Сумарокова», когда он чувстви­тельно и расчётливо бьёт по авторскому самолюбию Гринёва (2).

Поведение Швабрина всегда рационально-расчётливо.

Он сообщил об их дуэли с Петрушей старшему Гринёву? А что же ему ещё оставалось делать, если он понимал: ____________________. У него оставался единственный шанс расстроить их отношения, ____________________.

Он перешёл на сторону Пугачёва? А для чего ему это было нужно? Конечно, вряд ли он всерьёз полагал, что ____________________. Переходя на сторону Пугачёва, он, что называется, одним махом семе­рых побивахом – чужими руками убирал из жизни мешающих ему лю­дей. Его расчёт оправдался только отчасти: Петрушу Пугачёв помило­вал. Что ж, он и это обстоятельство в будущем использовал, когда ____________________.

Это в будущем, а сейчас, назначенный Пугачёвым комендантом Белогорской крепости, он тиранит любимую им Марью Ивановну, ____________________. И больше того! Сдаёт её злодею, открывая Пугачёву, что Маша вовсе не племянница здешнего попа. (3) (4)

В «Капитанской дочке» двое любят одну и ту же, но одного любовь возвышает, помогает достойно и благородно выйти из самых запутанных ситуаций, а другого унижает, заставляет идти к цели, не брезгуя никакими средствами, даже предательством.

Легко представить себе, какие чувства испытывал уличённый во лжи Пугачёвым самолюбивый Швабрин, когда «упал на колени» перед самозванцем. О том, что испытывал наблюдавший это зрелище Гринёв, пишет он сам: (5).

Впрочем, о том, что человек может потерять свой облик, изменить себе, поступиться своими принципами, предупреждал ещё эпиграф: (6).

Эту народную мудрость Швабрин не только не усвоил, но её откровенно проигнорировал. И жестоко поплатился за это. Вызвал к себе пре­зрение одних и ненависть других.

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 18–20.

*

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

«Капитанская дочка»

https://multiurok.ru/blog/kapitanskaia-dochka.html

Категория: Литература
15.07.2017 21:50


© 2017 709

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!