СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

  • адаптацию физиологическую,
  • психологическую
  • социальную, или личностную.

По нашему мнению, такая проблема, как адаптация пятиклассников, требует к себе повышенного внимания, как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Нельзя данный процесс пускать на самотёк, необходимо обязательно следить за психическим комфортом ребёнка и стараться контролировать его эмоциональное состояние. Ведь от того, насколько успешно будет пройден данный этап в жизни ребёнка, зависит не только качество усвоенных им текущих знаний, но и в целом отношение к учёбе и труду.

Задача МОБУСОШ №16 п. Восход - непрерывно интересоваться и разбираться в том, что происходит с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определять, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

В нашей школе созданы все условия для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям учебы. Вся работа направлена на достижение успешности обучения, самочувствие и состояние здоровья пятиклассников, их работоспособность, на формирование умений взаимодействовать с педагогами, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Многолетний опыт работы МОБУСОШ №16 п. Восход, где взаимодействуют несколько служб: педагог-психолог, классный руководитель, учителя - предметники, социальный педагог, - показал эффективность и важность совместной работы.

В своей практике нами использованы различные формы и методы работы, которые включают в себя:

- диалоги,

-рисунки,

- рассказы,

-ролевые и подвижные игры,

-групповые дискуссии,

-арт-терапия,

-различные диагностики,

-развивающие упражнения,

-игры и их обсуждение.

С 2016-2017 учебного года мы реализуем в работе программу адаптационных встреч для пятиклассников «НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ», цель которой - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Также в нашей деятельности применяются методики различных авторов:

-тест школьной тревожности Филлипса, который позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

-Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся

(методика Лускановой Н.Г.)Цель: Определение уровня школьной мотивации.

-«Открытое письмо родителям» – это та методика, которая направлена на сознательную сферу школьника. Она является одной из часто применяемых, потому что обычно с родителями ребёнок может быть более откровенен, чем с другими взрослыми. Это даёт возможность получить точные результаты.

-Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва

В зависимости от интерпретации данных проводятся индивидуальные и групповые занятия.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий: готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Таким образом, можно сделать вывод, что переход из начальной школы в среднюю - непростой период для школьника. Однако наш педагогический коллектив, выработав единую стратегию учебно-воспитательной и социально-психологической работы, существенно облегчает процесс адаптации пятиклассников.

И мы получаем положительные результаты:

- учащиеся формируют представления об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- знакомятся с разными формами коммуникации;

- у детей снижается уровень тревожности.

Список литературы:

1. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2001. - N 33. - С.8-9

2. Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты) : методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - N 12. - С.12. - Продолжение N

3. Адаптация пятиклассников: [программа тренинговых занятий, конспекты занятий для учащихся 5-х классов] // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 22. - с.19-28

Интернет-ресурсы:

1. http://fb.ru/article/161491/adaptatsiya-pyatiklassnikov-v-shkole-psihologicheskaya-adaptatsiya-pyatiklassnikov-metodiki

Категория: Психологу
16.03.2017 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП