СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Причины детской агрессии.
Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых. И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии. В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.
Агрессия у детей дошкольного возраста
У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость. Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.
Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.
Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.
Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:
Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.
Формы агрессивного поведения:
При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.
Коррекция агрессивного поведения дошкольников
Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.
Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.
Вот некоторые методы коррекционной работы:
Профилактика агрессивного поведения дошкольников
Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.
Работа с агрессивными детьми
В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень актуальна на сегодняшний день. Проявление агрессии среди детей встречается не только в школьном возрасте, но и у дошкольников. Родители часто не понимают, откуда появляется такое по ведение у ребенка из вполне благополучной семьи. Тем не менее, проявление агрессии у дошкольников вполне объяснимо.
Агрессия наших детей - это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию.
Несмотря на то, что какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали, родители, наблюдая за поведением своих и чужих детей, вполне способны определить, когда ребенок проявляет агрессию. Другое дело, что не каждый из взрослых может при этом реагировать на ее проявления адекватно.
Те или иные проявления агрессии наблюдаются практически у всех детей, начиная с возраста примерно 3-х лет.
Вспышки агрессии у маленьких детей объясняются тем, что у малышей еще недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт другим способом. Они могут вести себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия.
Постепенно большинство детей понимает, какими способами можно получить желаемое, и выбирает обычно социально приемлемое, одобряемое поведение. А кто-то предпочитает добиваться своего прежними действиями, и таким образом, агрессивность у них может закрепиться как устойчивая черта поведения, а впоследствии, как качество личности. Так что еще в дошкольный период очень важно правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
Каковы же могут быть причины агрессивного поведения у младших дошкольников и как помочь им не сделать это поведение своим личностным качеством.
Возраст 3 года, известный как «кризис трех лет» - это кризис в развитии личности ребенка. Связан он с тем, что малыш начинает искать свое место среди остальных людей. Он все время экспериментирует с границами дозволенного. Проявляется кризис в том, что ребенок все стремится делать сам. Однако, самостоятельные устремления ребенка ещё не соответствуют приобретенному опыту и навыкам. Ребенок, стремясь повторить то, что делают взрослые, как правило, сталкивается с тем, что у него многое не получается. Родителям важно понимать, что происходит, и стараться помочь малышу в освоении неизвестных действий. Это отнимает много времени, сил, но другого способа научить ребенка жить нет.
Конечно, проявления этого необходимого криза приносит много хлопот: с детьми в этом возрасте трудно договорится, они говорят "нет" на любое наше предложение. Любое действие или явление, нарушающие вольно или невольно планы ребенка, вызывают приступы настоящей ярости. В этом возрасте дети могут кидаться на родителей и близких буквально с кулаками. Именно трехлетки часто говорят родителям, что ненавидят их.
Когда говорят о происхождении каких-то черт характера, считается, что черты личности частично наследуются от родителей и более отдаленных предков, а так же в основном, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Конечно, с генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания - и в семье, и в среде сверстников.
Ситуация обостряется тем, что именно в этом возрасте большинство детей попадают в детский сад. Это серьезное испытание практически для каждого ребенка.
Замечено, что наиболее сильную и глубокую агрессивную реакцию на детский сад проявляют дети, чересчур зависимые от матери. Следует понимать, что такого рода агрессия не всегда направлена вовне, она также может до поры до времени не проявляться в крике, слезах, топанье ногами, а копиться, превращаться в форму самоагрессии. Чаще всего это выливается в бесконечные соматические заболевания.
У чувствительных, со слабым типом нервной системы детей самоагрессия может выражаться в приступах самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам или кусать. Это серьезный сигнал для родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть сколько и когда хотят.
Самоагрессия разрушительно действует на развивающуюся личность, она может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем случае - стать причиной настоящего психического заболевания.
Поэтому, несмотря на то, что агрессия дошкольников, возникающая в процессе их общение- процесс естественный, тем не менее необходимо позаботиться о том, чтобы уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию.
Как же можно помочь своему малышу в этот непростой для него период?
1. Показывать ребенку личным примером что есть, более эффективные и безопасные для всех способы разрешения проблем, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
2. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
3. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом, или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы начнете лучше понимать своего ребенка и сможете помочь ему.
5. Быть готовым внимательно выслушивать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений.
6. Поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.
7. Обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи. Можно предложить игры на снятие агрессии (см. Приложение).
8. Преобразовать негативное настроение в позитив с помощью творчества (см. Приложение).
Кроме всего прочего, родителям необходимо помнить, что социум вокруг ребёнка складывается помимо детского сада, из семьи, дополнительного образования, СМИ и интернета, детской площадки и др. Поэтому необходимо тщательно следить, какую информацию черпает для себя малыш из этого окружения и как она может повлиять на формирование личности ребенка.
Таким образом, можно сказать, что агрессия в дошкольном возрасте - неизбежный этап в формировании личности ребенка, и задача взрослых в том, чтобы помочь малышу безболезненно преодолеть этот этап, так как агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
Приложение
1. Психологи предлагают игры для снятия агрессии:
"КУЛАЧОК"
Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко - крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.
"ПОДУШЕЧНЫЙ БОЙ"
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть "Сражение двух племен" или "Вот тебе за +"Замечание: игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.
"УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!"
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить по полу, а руками по подушкам с громким криком "Уходи, злость, уходи!" Упражнение продолжается 3 мин., затем участники по команде взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку - 3 мин. Предостережение: следите, чтобы ударяя ручками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.
2. Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Совет из личного опыта:
Предложить ребенку нарисовать на листочке то плохое, негативное, что беспокоит, тревожит («каракули-маракули», обязательно «заземлить» рисунок (провести внизу листа линию-«землю» и соединить получившиеся каракули с этой линией, и преобразовать эти каракули во что-то позитивное, веселое. Можно нарисовать несколько рисунков подряд, обязательно используйте цветные карандаши. Предлагаю и родителям самим использовать такой прием. Агрессия уходит, проверено на себе. Желаю Вам успехов.
Автор: Дусбабаева Анастасия Леонидовна
Источник:
© 2022, Будылкина Елена Олеговна 298