СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках русского языка в 1 классе начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы обучения (AMO) — это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

  1. Методы начала урока;
  2. Методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
  3. Методы презентации учебного материала;
  4. Методы организации самостоятельной работы;
  5. Методы релаксации, методы подведения итогов.

Есть и отрицательные стороны AMO:

    1. АМО не могут преодолеть нежелание ученика участвовать в процессе обучения.
    2. Для некоторых обучающихся AMO создают внутренний дискомфорт, т.к. обучение строится по-другому.
    3. При выступлении участника от группы может доминировать одно мнение, хотя мнений может быть выслушано много.
    4. Для некоторых детей работа в команде – способ ничего не делать.
    5. Если учитель не владеет методикой AMO, то процесс обучения не получится.

Положительные стороны. Переходя от этапа к этапу обучающийся, учится:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Проверять гипотезы;
  • Давать определения понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать явления;
  • Делать выводы;
  • Доказывать и защищать свои идеи;
  • Работать с первоисточниками и дополнительной литературой.

На уроках русского языка в начальной школе можно использовать активные методы обучения:

  1. Кластер
  2. Проблемные ситуации
  3. Творческие работы
  4. Метод проектов
  5. Работа с текстом
  6. Лэпбук

В начале урока для создания эмоционального настроя можно использовать активные методы обучения:

Метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Сказать друг другу комплимент.

Методы «Цепочка», «Приветствие»: ребята здороваются друг с другом за руку, но не просто так, a фантазируя при этом. Происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

В основной части урока:

Метод «Доска объявлений»: ребята пишут на листочках определение понятия, прикрепляют к доске. Идёт обсуждение, затем сравнивают определение с учебником или словарём. Так же можно составлять алгоритм проверки безударной гласной, парной звонкой - глухой согласной и др.

Метод «Можно я задам вопрос?» Отрабатывается умение задавать вопросы по определённой теме, по тесту учебника.

Метод «Ульи» обсуждение в группе 1- 2 минуты определённого вопроса.

Чтобы на уроке отвечали все дети, а ни одни и те же, использую метод «Волшебный мешочек». Фамилии имена обучающихся записаны на листочках, лежат в мешочке, учитель или ребята достают лист, к доске идёт тот, чью фамилию достали. Можно использовать не только на русском языке. Повышается концентрация внимания у всех обучающихся, начинают внимательно слушать.

Метод «Цепочка». Сочини сказку или рассказ. Один начинает, следующий продолжает так, чтобы предложения были связаны по смыслу. В итоге должен получиться текст.

Можно использовать метод «Творческая мастерская». В группе сочинить сказку, рассказ, загадку.

Метод «Познакомимся с игрушкой», «Создание текста». Первое знакомство со структурой текста. Использую 10 занятий. Учимся задавать вопросы, находить опорные слова, предложения, связывать предложения по смыслу, выделять начало, основную часть и заключение текста.

Использую американский метод «Составление лэпбука». Работа в группах.

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе «наколенная книга». У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Но это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую нужно проработать. Учебный материал интересно оформлен в разных мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках- гармошках, коробках с подарками и т.п.

В 1 классе составляли лэпбук по теме «Безударные гласные», «Парные звонкие глухие согласные».

Для релаксации применяю метод «Физкультминутка», «Ленивая кошечка» (потянуться как кошечка), «Стряхиваем воду с пальцев» и др.

Для рефлексии метод «Ромашка» ученики отвечают на вопросы, которые записаны на лепестке ромашки.

Учителю надо утвердиться в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Я полностью согласна со словами Дьёрдь Пойа (венгерский, швейцарский и американский математик, популяризатор науки.)

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

02.04.2024 12:12


© 2024 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!