СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

С проблемой анализа и оценки урока знаком каждый руководитель образовательного учреждения, каждый заместитель директора по учебной работе.

В педагогической лексике закрепилось понятие «Анализ урока», хотя сама процедура анализа - это сложное многошаговое действие, включающее в себя наблюдение, размышление, собственно анализ и синтез как постижение сущности явления, которое открылось нашему наблюдению.

Сегодня для большинства пришедших на урок его анализ начинается зачастую с «чистого листа». Открыв перед собой записную книжку или блокнот мы записываем то, на что обратили внимание в ходе урока и комментарии к увиденному. Это один из вариантов воплощения ситуативного поэлементного анализа урока. Здесь кроется первая серьезная проблема, повод к получению субъективного, зачастую чисто эмоционального взгляда на урок.

Особую трудность в этом отношении представляют обычные, ничем не выделяющиеся уроки. В этих случаях анализ часто строится на фиксации мелочей, на которые мы обращаем внимание по принципу контраста, хотя не всегда они имеют отношение к сущности происходящего на уроке. Это побуждает выделять в уроке то, что нравится, и то, что не нравится, его плюсы и минусы. В результате происходит нарушение научного подхода к делению целого на части в соответствии с природой целого и функциям частей.

Посмотревшие урок и сделавшие записи затем высказывают свои соображения по поводу увиденного, называя этот отклик собственно анализом урока. Самый распространенный аргумент в таком анализе- мне понравилось или не понравилось. В этом случае велика вероятность именно пересказа, а не анализа, с использованием общих слов, мало поясняющих суть.

Также подобная оценка урока часто определяется личным отношением к учителю, классу, к выполняемой деятельности тех, за кем наблюдаем.

Кроме того, рассмотрение педагогических средств и методов в этом случае происходит вне зависимости от результатов их использования. В итоге достоинства и недостатки урока определяются не по их влиянию на ход и результат урока, а, например, по степени соответствия существующим методическим рекомендациям.

Действительно эффективным становится анализ тех уроков, в которых изначально была сформулирована проблема для анализа, выявлено по определенным параметрам несоответствие реального и желаемого положения дел. Вычленение этой проблемы – уже большой труд, который необходимо осуществить до прихода на урок. В соответствии с выделенной проблемой в схему анализа урока вносят те позиции, которые могут помочь в прояснении значимых характеристик анализируемого урока (здоровьесберегающий потенциал урока, применение ИКТ, степень осмысленности и осознанности действий учителя и обучающихся, особенности атмосферы урока, его психологический комфорт и др).

При этом в опорных схемах каждому из выбранных параметров должны быть поставлены в соответствие очевидные внешние признаки его проявленности, те индикаторы, которые помогут осуществить качественный анализ увиденного на уроке.

Важно понимать, что анализ урока привносит в деятельность педагога научную составляющую, поскольку является основным методом познания. Задача это не простая и по сути к ее выполнению не готовят. По результатам собеседований в разных педагогических коллективах, сегодня далеко не каждый из учителей знает существующие классические виды анализа, владеет самой технологией анализа. Случается, что сама администрация школы пользуется схемами и видами анализа, оказавшимися в ее арсенале, не задумываясь о специфике и эффективности их применения. Причем по мере накопления опыта у самих посещающих уроки формируются определенные оценочные позиции, позволяющие им мгновенно комментировать практически любой урок и выносить оценочные суждения, адекватность которых проверить бывает трудно.

Особый труд наблюдателя, пришедшего с целью анализа на урок, быть в момент созерцания здесь и сейчас. Удерживать внимание и не пропускать важные элементы позволяет опорная схема анализа урока, которая содержит указания – установки, на что необходимо обратить внимание. Она дает возможность сконцентрироваться на ограниченном перечне признаков и элементов, сдерживает стихию непроизвольного внимания, позволяет отключиться, передохнуть в моменты, когда отсутствует материал для фиксации.

Для разработки схем анализа урока необходимо во первых, понимание целей анализа (знакомство с учителем, помощь ему, обмен опытом и др.), каждая из этих целей предполагает свой путь ее достижения, свои программы наблюдения. Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Стало быть, необходимо знать современные критерии качества образования обучающихся.

Во-вторых, важно, что сегодня урок рассматривается не столько как деятельность педагога, сколько как деятельность обучающегося, как форма обучения. И прежде всего с нововведениями в педагогической копилке каждой школы сегодня должен быть в наличии набор самых различных схем анализа урока.

20.02.2022 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!