СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока по химии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет

 

по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

 

Мы живем в быстро меняющемся мире, развитие которого диктует нам определенные правила личностного и профессионального развития. В современном мире обучение школьников и дальнейшая приспособленность к жизни зависит от компетентности учителя, его образованности, постоянного самообразования и успешной самореализации как педагога, профессионала своего дела. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителя соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развития учителя(Barber and Mourshed, 2007). Поэтому для себя я сделала вывод, что я как член современного сообщества учителей должна обладать умением использовать современные формы, методы средства обучения, для успешной реализации поставленных передо мной целей – воспитание конкурентоспособного  ученика и формирование его как личности.

Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия[1].

 На каждом своем уроке я стараюсь наблюдать за сложившейся ситуацией в классе, анализировать ее и соответственно, делая выводы, вносить изменения в свою педагогическую практику. В обучении своему предмету я стараюсь делать упор на самостоятельную и поисковую деятельность учеников. На моих занятиях учащиеся часто работают с дополнительными источниками, анализируют, сопоставляют, делают выводы. Таким образом, я развиваю в учащихся умение критически осмысливать происходящее, а так же более эффективно использовать полученные знания, умения, навыки не только в учебной деятельности, но и на практике, в жизни. Критическое мышление – это система, которая позволяет ориентироваться в  жизни, обучении, позволяет человеку самому видеть «белые пятна» в своем развитии и направлять его в нужное русло осознанного и продуктивного развития. Способность анализировать, делать выбор – это важная черта развитой личности, без которой она всегда будет вынуждена опираться на чье-либо мнение. Поэтому  не случайно в современном мире становится актуальным  всестороннее развитие личности – наличие критического мышления.

   Во время прохождения практики в школе, я провела серию последовательных уроков в 8 классе. На этих уроках, я применяла знания и навыки, полученные на первом этапе курсов третьего базового уровня, используя при планировании уроков новые подходы и все семь модулей Программы.

  На первом своем уроке, я постаралась внедрить идеи программы, но допустила ряд  ошибок, в частности: нерациональное распределение времени, столкнувшись с неготовностью учащихся меняться и обучаться по-новому. Эти ошибки я постаралась ликвидировать, при проведении своего последующего урока. Анализ ошибок показал следующие недочеты: неправильное распределение времени, слишком большие ожидания от учеников. Данный анализ очень сильно  помог мне при планировании следующего урока.

Тема моего второго урока «Типы химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмена». Цель урока: научить написанию уравнений четырех типов химических реакций, формирование умения различать каждый тип реакции.

Данная цель была сформулирована не только исходя из требований программы образования и ГОСО,  но и самое главное из необходимостей учащихся с точки зрения их образовательных потребностей. Для реализации цели урока,  мною также были сформулированы следующие задачи:

– познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по исходным веществам и продуктам реакции.

 – развивать умения ставить несложные проблемы, а так же  способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

– продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

На этом уроке я использовала  все семь модулей Программы.

Успешность обучения и преподавания заключается в создание атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Для создания психологически комфортной обстановки и эффективной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии мною проводились тренинги по созданию коллаборативной среды с учетом умственных, физиологических и психологических особенностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Игра «атомы - молекулы»

Поэтому занятие я начала с игры « атомы - молекулы», которая способствовала  созданию атмосферы сотрудничества  созданию коллаборативной среды в классе, через установление тактильных контактов в ходе игры. (рис.1.) Данная игра позволила учащимся проявить себя во взаимодействии, учащиеся стали активно объединяться друг с другом и между ними начали разрушаться социальные и эмоциональные барьеры, они уже были готовы сотрудничать не только в парах, но и в группах.

Возрастные особенности учащихся восьмого класса помогают высказать предположения, о том, что объем словарного запаса и глубина мыслительных процессов, позволит учащимся формулировать мысли по ходу урока. Также среди их потенциала, можно определить возможность самостоятельной рефлексии. Поэтому следующим этапом урока был вводно-мотивационный, цель данного этапа было развить способность у учеников самостоятельно формулировать цель урока с точки зрения их образовательных потребностей и желаний. На интерактивной доске была выведена тема урока. Я предложила учащимся написать свои мысли и  предложения на стикерах. (рис. 2.)

 

 

Рис.2. Формирование цели урока.

С данным заданием ученики справились без труда, но в разной степени сложности. Например, Наташа Г. сформулировала цель так: «изучить разновидности химических реакций»; Никита «хочу узнать,  какие существуют виды уравнений реакций».

Исходя из ответов детей, я поняла, что они находятся на разных этапах развития мышления, учащиеся способны к восприятию новых знаний.  Также формулировка целей учащимися дала им возможность сконцентрироваться на теме урока.

Следующим этапом урока была актуализация знаний. На данном этапе я использовала модуль «новые подходы в обучении», в частности, диалог формы  «учитель – ученик». Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимися самостоятельно формировать и развивать собственное мышление[1]. На сегодняшний день существует достаточно  доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

  • Позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
  • Помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;
  • Содействует аргументированию учениками своих идей;
  • Помогает учителям понять, на каком стадии находиться их ученики в процессе своего возможности.

Согласно исследованию Мерсера существует три типа беседы: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Наиболее продуктивной беседой, которая достигается коллективным пониманием, является исследовательская. Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям.  Когда дети работают таким образом, их обоснование становиться явным следствием диалога[1].

В ходе беседы при постановке вопросов необходимо  обладать ключевыми навыками, которые позволяют правильно формулировать вопрос, что является эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников[1]. Существует мнение,что учителя в своей профессиональной деятельности, для достижения понимания учениками, в большей степени пользуются вопросами низкого порядка и вопросы высокого порядка.

Вопросы «низкого порядка»  направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на  умение  ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать, и анализируют информацию каким либо образом[1]. Учитывая все особенности этих вопросов, я применила их на своем уроке,  так же для мотивации усвоений новой темы.  

В результате опроса учащихся я сделала следующие выводы: учащиеся со слабым уровнем знаний легко отвечают на вопросы низкого порядка, вопросы высокого порядка вызывают у них затруднение, так как требуют не только теоретических знаний, но и умения размышлять и аргументировать. С данной задачей легко справились ребята с высоким уровнем знаний, они легко рассуждали, высказывали свое мнение, доказывали.

Беседа помогает  настроить учеников на дальнейшую работу, активизировать,  способствовать восприятию новых знаний. 

  Еще в начале урока, при создании коллаборативной среды, учащиеся были разделены на две группы. Работа в группах развивает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за проделанную работу.  По мере усиления работы, учащиеся перестают бояться экспериментировать и делать ошибки. Проявляются  такие навыки как критическое мышление, самообучение, коммуникабельность и лидерство.

 Групповая работа заключалась в следующем: новый материал, разделенный на две части, был роздан по группам. Пользуясь книгой, интернетом и ресурсами, они выделяли самое главное, и уже в своей группе обсуждали, разбирали новый материал, выражая свои мысли и идеи на постере. Наблюдая,  я  увидела, что диалог ведется в группах  и при составлении кластеров, когда  все участники  группы активно включаются в работу. Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят оценку. Участники задают друг другу вопросы, спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе. Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему),  дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. (рис.3.)

 

   

Рис. 3. Создание кластера.

 Далее учащиеся из разных групп объединялись в пары. Учащиеся, при работе в парах, проявляют интерес к данному элементу,  у них вырабатывается своё мнение, развивается  устная речь, навыки коммуникативного значения. Для себя я отметила: парная работа способствует развитию уверенности учащихся в своих знаниях, сплочению ученического коллектива.

Дальнейшие действие учащихся заключалось а следующем: каждый представитель своей группы объяснял изученный им материал, происходил процесс взаимообучения.(рис. 4.) При организации  приема удержания полученной информации учениками, по пирамиде обучения,  передача знаний занимает 90 %. Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находиться ученик.  Это позволило учащимся закрепить  новую тему, расширить кругозор, развить навыки монологической речи, умении слуш ать и слышать.   

 

Рис. 4. Взаимообучение учащихся.

          После выполнения данного задания, учащиеся объединились в первоначальные группы, для последующей работы. Группа должна была составить шесть вопросов по таксономии Блума, по материалу, которая объяснила противоположная группа. Правда, задание по составлению вопросов по приему «Ромашка Блума», вызвала затруднения при выполнении для учащихся, так как у них ещё не достаточно развито критическое мышление. Но я пришла к выводу, что данный прием целесообразно использовать у учащихся данной возрастной группы, так как он способствует развитию мышления учащихся, и в дальнейшем при применении будет вызывать меньше затруднений.

           Целью этой работы было проверить: насколько  четко сформулирован и объяснен  материал в парах. При этом группа оценивала друг друга по пятибалльной школе.

Внедряя модуль оценивания для обучения на данном уроке,  я предусмотрела  использования  листа  взаимооценивания, который  должен  был продемонстрировать способности учащихся, объективно оценивать работу своих одноклассников, а также дать оценку активности своей группы.

Заключительным этапом урока было подведение итогов и рефлексия.

Для закрепления изученной темы, были предложены дифференцированные задания, рассчитанные на индивидуальные способности учащимся.  Учащиеся сами выбирали свой уровень, из хотя из того, что по их мнению они способны. Слабо успевающие учащиеся решили попытаться сделать задание на «4», через некоторое время осознав, что они пока не способны выполнить данное задание и приступили к заданию на «3», что было отлично выполнено. На данное задание отводилось 7 минут, после истечение этого времени, учащиеся обменялись друг с другом выполненными заданиями и провели взаимопроверку с выставлением оценки. Правильные ответы были выведены на интерактивной доске с критериями оценивания.     

Для рефлексии учащимся было предложено  изобразить свое  эмоциональное состояние на уроке виде смайликов.

Рассмотрев и проанализировав данный урок, я сделала вывод, что ученикам интересен такой вид работы и даже ученики с низкой успеваемостью хорошо справлялись с данным заданием.

   В конце каждого урока я анализировала, находила свои ошибки , которые старалась исправлять на каждом последуещем уроке. Одной из проблем в проведении первых уроках, как у меня, так и у учеников это нехватка времени для выполнения всех заданий запланированных на уроке, я поняла,  что нужно выделять самое главное, учитывать регламент и в тоже время не забывать внедрять идеи семи модулей.

          Используя на своих уроках новые методы и приемы, я увидела, что учащиеся активнее стали работать на уроке.  Ученики с низкой успеваемостью стали постепенно раскрываться: активно работали в группе, стали защищать мнения своей команды, чувствовалась их помощь и поддержка другим.     

А самое главное, я как учитель могла наглядно видеть эти результаты в заинтересованных  глазах своих учащихся. Так как 8 классе химия только началась изучаться, учащися с радостю приходили на урок, и делились своими положительними впечетлениями и эмоциями от уроков химии, сылаясь на то что им очень нравиться работа в такой разнообразной формы.

Заключительным этапом урока было подведение итогов и рефлексия. Учащиеся на стикерах в письменной форме провели  формативное оценивание своей деятельности и соответствия критериям успеха. Данный вид работы позволил ученикам задуматься над свой деятельностью. Для меня это дало возможность проанализировать насколько учащиеся способны давать оценку собственной работе.

Говоря о рефлексии учащихся, как о попытке само оценивания, я сделал вывод, что ученики восьмого класса способно объективно себя оценивать, а также оценивать работу своих одноклассников, поэтому такой вид оценивания я буду применять в дальнейшем для привлечения учащихся к процессу оценивания и активному участию в учебном процессе.

Рассмотрев и проанализировав данный урок, я сделал следующие выводы:

-основной проблемой при реализации идей семи модулей Программы через внедрение в учебную деятельность, является распределение времени на уроке;

-учащиеся готовы к восприятию изменений и их внедрение на уроке;

-для более эффективного внедрения новшеств и инноваций, необходимо проводить дополнительно консультирование учащихся;

-методы и приемы работы с учениками. С целью изучения предметной темы, необходимо выбирать в зависимости от конкретной ситуации, а иногда менять по ходу урока из-за возникающих трудностей или проблем;

Сделав анализ урока, в будущем, я постараюсь решить возникшие проблемы и внедрять идеи Программы в каждом своем уроке.

 

 

 

 

 

 

Использованная   литература:

1. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальной школы», 2012

    

 

Категория: Химия
12.01.2015 10:20


© 2015, fghgbh ghgdj dghj 7880

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!