СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Обучение грамматике на уроках
английского языка в средней школе»
Подготовила:
учитель анлийского языка
МОУ-СОШ № 8
города Аткарска Саратовской области
Уткова Татьяна Станиславовна.
2017
«Обучение грамматике на уроках английского языка в средней школе».
«Грамматика повелевает даже царями»
Жан-Батист Мольер.
Доброе утро коллеги, сегодня я хотела бы поговорить с вами об очень важном и в тоже время трудном аспекте иностранного языка, а о каком конкретно аспекте идет речь, вы поймете чуть позже.
И так, посмотрите на доску и скажите, пожалуйста: какому аспекту в обучении учащихся иностранным языкам принадлежат метафоры:
«кровеносная система, которая питает язык»,
«фундамент, на котором возводится здание под названием «иностранный язык»,
«цемент, который скрепляет кирпичи».
Да, вы правы, это грамматика.
В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции.
Что же такое грамматика? Грамматика как раздел науки о языке — это совокупность правил о том, как правильно построить предложение. Посредством грамматики формируются умения устного и письменного общения. Поэтому важно при обучении грамматике не только изучать теорию и добиваться ее усвоения, но и выдвигать в качестве первостепенной задачи практическое усвоение и закрепление особенностей иноязычной речи.
Что значит знать грамматику? Знать грамматику — это значит знать форму, значение употребление и речевую функцию грамматического явления. Овладение грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и чтении.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1) Специально организованное изучение грамматики при практическом овладении иностранным языком необходимо. Какова цель таких действий? Овладение грамматическими навыками до автоматизма.
2) Какой путь овладения грамматикой предпочтителен?
Дедуктивный: когда ученику даются правила, или индуктивный: когда дети делают самостоятельные выводы.
На первый взгляд – индуктивный метод. Он стимулирует активность, материал лучше запоминается. При этом внимание уделяется исключениям, тонкостям.
Дедуктивный метод проще: объяснение – правило – инструкция – речевой образец. Чаще всего используют этот метод.
Последовательность действий:
1. изучение правила с использованием грамматических терминов.
2. поиск данного грамматического явления или структуры в тексте, озвучивание (называние) формы данного грамматического явления, объяснение, в каком значении оно употребляется в данном контексте. Выполнение подстановочных упражнений по аналогии с образцом. Выполнение упражнений на трансформацию, руководствуясь правилом. Переводные упражнения с родного языка на иностранный.
Последовательность действий:
Дается текст или набор предложений с примерами на новое правило и предлагается в небольших группах изучить примеры, обнаружить в них определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать грамматическое правило.
Плюсы
Минусы
Плюсы
Минусы
осуществление принципа сознательности и научности
обеспечение поэтапной отработки грамматического навыка формирование учебных умений и навыков, предоставление большей самостоятельности учащимся.
возможность использования данного метода при самостоятельной работе
— это некоторые трудности понимания грамматической терминологии, а также отработка грамматических конструкций на однообразных предложениях, вне живого речевого общения.
обеспечение реализации проблемного обучения; стимулирование самостоятельного языкового наблюдения; развитие языковой догадки лучшее запоминание изучаемого материала.
не все языковые явления объясняются индуктивно, а неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.
3) От чего же зависит выбор метода?
Выбор метода зависит от многих причин: от возраста, уровня языковой подготовки учащихся, от изучаемого грамматического материала.
Для того чтобы определить наиболее эффективный метод формирования грамматических навыков, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как каждый возрастной период имеет свои педагогические и психологические характеристики.
Грамматический навык обладает следующими качествами:
- автоматизированность (скорость воспроизведения грамматической единицы),
- устойчивость (прочность усвоения грамматических структур),
- гибкость (возможность применения, «перенос» на новые ситуации).
Условия формирования грамматических навыков: - предварительное слушание, т.е. внимание учащегося требуется направить на восприятие какой-либо структуры,
- имитация в речи, т.е. воспроизведение структур в речи, оно должно быть связано с определенной речевой задачей – повторить, чтобы согласиться или не согласиться,
- однотипность фраз, построенных на основе речевого образца,
- использование в упражнениях действий по аналогии, образцов действий, - профилактика ошибок в речи,
- разнообразие способов автоматизации, что порождает способность учащегося использовать навыки в различных ситуациях, - речевой характер упражнений.
Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка в речи: 1. Введение грамматических явлений, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию изучаемой структуры, с целью правильного использования данной структуры в речи. Можно использовать мультимедийные презентации. При изучении грамматики, важно, анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию.
2. Изложение грамматического материала. Грамматический материал должен быть интересен, поэтому целесообразно вводить его в виде рассказа, игры, возможно использование аудио – материалов.
Например, изучая темы Present или Past Simple при введении вопросительной структуры в предложениях, применяется прием «Сказка о Рыбаке».
В случае с Present Simple, целесообразно начать с предложения с глаголом 3 лица единственного числа (Peter walks his dog).
Следует подготовить карточки со словами, составляющими предложение (причем смысловой глагол в словарной форме), отдельную карточку со знаком вопроса, карточку со вспомогательным глаголом, написанным с прописной буквы, а также изображение рыбака с удочкой. Карточки крепятся на доску в виде утвердительного предложения, причем карточка со вспомогательным глаголом крепится под карточку со смысловым глаголом таким образом, чтобы было видно только окончание (например, walks).
Внимание детей обращается на предложение на доске. Им сообщается, что внутри предложения завелся шпион, и мы пригласили рыбака, чтобы он помог этого шпиона выудить (на доске перед предложением прикрепляется изображение рыбака). Далее задается вопрос, где же, по мнению учащихся, может скрываться шпион. Все слова в предложении выглядят привычно, и только у глагола walk наблюдается буква -s в конце. Наверное, это видна шляпа шпиона! Чтобы его поймать, рыбак делает профессиональное движение и буквально вытаскивает глагол does, который сразу же становится на первое место в предложении. Карточка Does крепится перед подлежащим. Рыбак свою работу сделал, и оставил в конце предложения автограф – рыболовный крючок (прикрепляется соответствующая карточка). Таким образом, учащиеся видят, что получился вопрос.
3. Закрепление грамматического материала. Важно, чтобы учащиеся поняли и правильно воспроизводили грамматический материал в речи, с этой целью используются различные упражнения.
1. Имитационные упражнения.
Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или контрастном грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения: прослушивание и повторение форм по образцу; контрастное повторение различных форм за преподавателем; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.
2. Подстановочные упражнения.
Подстановочные упражнения включают в себя разнообразные трансформации, перифразы, дополнения и расширения.
3. Трансформационные упражнения.
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи.
4. Контроль понимания изученного. Согласно новым образовательным стандартам, учащиеся формулируют правила самостоятельно. В результате последовательных мыслительных операций (обобщение – синтез - анализ) учащиеся получают продуктивное знание, что особенно ценно, т. к. оно становится личным опытом, который обогащается при помощи выполнения упражнений на развитие навыков устной речи.
5. Повторение изученного грамматического материала. На данном этапе необходимо выполнение упражнений учащимися самостоятельно.
В чём заключаются требования к обучению грамматике:
- материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;
- в учебном материале следует четко выделять формальные и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;
- грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;
- введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;
- пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;
- для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения.
© 2020, Черникова Анастасия Сергеевна 97