СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ансамбль – эффективная форма работы с учащимися»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весь процесс обучения игре на инструментах в школе искусств,будь то баян и аккордеон, скрипка, труба или гитара, тесно связан с ансамблевым творчеством. И в последнее время интерес к этому виду музицирования ещё больше возрастает. Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета, способствующего всестороннему развитию музыканта. Игра в ансамбле «Учитель-ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько звуков. Материалом могут служить детские песенки, музыка к мультфильмам, телепередачи. Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя.

Многие учащиеся, за все годы обучения в школе, по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Не редки и другие случаи, когда общее развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся, и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях делает учащихся разной продвинутости равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности и технику. Основы техники музыканта - ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении сыграть вместе. Ансамблевая работа позволяет учащимся выступать в качестве активных индивидуальных деятелей-исполнителей, и одновременно с тем, учиться слушать и уважать других. Ансамбль - это совместный коллективный труд, где все художественные идеи и замыслы реализуются совместными усилиями партнёров. При рассмотрении важных проблем ансамблевой техники можно условно выделить два её основных элемента: - синхронное звучание и динамическое равновесие. Синхронность ансамблевого музицирования подразумевает единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса, одинакового исполнения штрихов и приёмов игры. Под синхронностью понимается совпадение мельчайших длительностей (звуков и пауз). Синхронность - это первое техническое требование совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук, вместе выдержать паузу. Синхронность выступления достигается легче, если речь идёт о звуке, (аккорде),находящемся на сильной доле такта. Сложнее совместное исполнение синкоп вначале произведения, затактных фраз и так далее. Единство темпа особенно сказывается в паузах или на длинных звуках. В таких случаях может быть ускорение темпа. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать особенности форм произведения. Очень важно научить совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников ансамбля большой трудностью является определение градации собственному звучанию в коллективе. Одним хочется играть громче всех, другим наоборот «Спрятаться за спину». Поэтому необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в данном произведении.

Работа с учащимися в ансамбле выдвигает целый ряд требований воспитательного и организационного характера. Это, прежде всего - воспитание чувства ответственности перед коллективом: регулярное посещение занятий, точный приход на урок, подготовка своего рабочего места. Необходимо внушать детям, что отсутствие дисциплины мешает творческому процессу, свидетельствует о неуважении к своим товарищам, к делу. Примером дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам педагог. Личный авторитет руководителя играет огромную роль. Начинать занятия по ансамблю с учащимися со средними музыкальными данными лучше с доступных детям произведений. Ученик проявляет интерес к занятиям только тогда, когда не чувствует своей беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Задачи педагога является правильный выбор таких пьес. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем так и не сыграть одну сложную.

Большое значение необходимо уделять подбору участников ансамбля. Следует учитывать желание учащихся играть с тем или иным партнёром. Важно учитывать близость музыкального вкуса участников, их интересов, уровня развития и степень владения инструментом. Сольные выступления на зачётах и экзаменах являются для многих детей стрессовой ситуацией, а при ансамблевой игре ребёнок меньше волнуется, чувствуя «плечо друга». Также участники ансамбля выступают более ярко, концертно, так как увлечены образом и эмоциональным содержанием музыки.

Концерт, выступление - является творческим итогом любого коллектива. Предметом внимания руководителя должна стать подготовка ансамбля к выступлению, поведение на сцене, выработка устойчивого внимания, чёткости и продуманности действий. Участникам необходимо чётко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем, чтобы каждый выходил внешне активно с правильной осанкой, соблюдал интервал в движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё место на сцене, красиво стоял или сидел, красиво держал при выходе инструмент. Не менее сложный организационный момент - уход со сцены. Немаловажное значение имеет внешний вид выступающего. После выступления мы всегда собираемся, чтобы обсудить впечатления о выступлении с самими участниками ансамбля, дать возможность выразить впечатление каждому о своей игре.

В выездном классе ДШИ г. Зеленоградска в п. Переславское был создан и стабильно функционируют творческий коллектив: ансамбль аккордеонистов, «Аккорд», который является постоянным и активным участником школьных, районных, областных концертов, конкурсов и фестивалей. Работа с ансамблем строится в соответствии с общеразвивающей программой художественной направленности «Народные инструменты» (нормативный срок освоения 5-7 лет), дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Народные инструменты» (нормативный срок освоения 5-8 лет). В концертный состав ансамбля «Аккорд» входят учащиеся старших классов народного отделения и отделения общего эстетического развития. Основу игры в ансамбле они получают, посещая уроки ансамбля и репетиции младшего состава ансамбля.

Перед участниками концертного состава ансамбля «Аккорд» стоят более профессиональные задачи, чем перед остальными ансамблистами, потому что это постоянно концертирующий коллектив с большим репертуаром. Это обусловлено тем, что наряду с традиционной концертной деятельностью в данной местности, ансамбль постоянно участвует в различных фестивалях и конкурсах.

Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, создаёт возможность его активного участия в концертной деятельности. Выездной класс в п. Переславское является чуть ли не единственным местом распространения музыкальной культуры в данной местности, в нем имеют возможность заниматься 14 учащихся и почти все они с удовольствием занимаются в ансамбле. И для меня, как педагога, конечно очень важно сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех тех, кто обучается в ней. В основном, цели и задачи программы работы с ансамблем «Аккорд» полностью совпадают с целями и задачами работы с ансамблем народных инструментов народных отделений ДШИ. Отличительными особенностями ансамбля «Аккорд» от других коллективов является большая концертная деятельность (около 20 концертов в год), мобильность коллектива (небольшой по количественному составу - 9 - 10 учащихся), обширный концертный репертуар, огромный творческий потенциал учащихся, их желание и работоспособность, способность создать творческую обстановку на занятиях и во время многочисленных концертных поездок ансамбля. Творческий рост детского коллектива «Аккорд» во многом зависит от подбора репертуара.

Руководитель состава ансамбля аккордеонистов является одновременно и руководителем и концертным участником. Ансамбль выступает без дирижера, что является показателем высокой исполнительской культуры ансамблевого музицирования. Для ансамбля аккордеонистов «Аккорд» музыкальные произведения писал композитор и аранжировщик Владимир Иванович Забабурин, который на протяжении семи лет являлся идейным вдохновителем музыкального направления. Некоторые музыкальные произведения написаны им специально для этого коллектива.

Победу на многих конкурсах принесли интересные и яркие аранжировки. Одна из самых любимых - «Прелюдия» В.Доренского, давно является визитной карточкой коллектива. Специально для участия ансамбля во Всероссийском конкурсе в г.Санкт – Петербурге были написаны аранжировки украинской народной песни «Казачок», французской народной песни « Снежинки» и «Рождественские колокольчики» Пьермонта, для исполнения которых были куплены специальные наборы колокольчиков и перкуссия, что сделало звучание этих произведений особенным, отличным от других. Эти пьесы звучали очень ярко и уместно в дни новогодних каникул в Санкт – Петербурге и с этого времени исполняются на новогодние праздники. Особой любовью у ансамблистов и слушателей пользуется обработка литовского народного танца «Полька стрекоз», партию фортепиано и сопровождение для которой создал В.Забабурин. Авторское произведение В. Забабурина « Домик в дюнах» и «Серенада» с успехом исполняется старшим составом участников коллектива, а аранжировка известной пьесы «Тирольский вальс» с успехом исполняется младшим составом ансамбля. Интересна история создания этой, теперь очень известной, аранжировки, которая в 2015 году вошла в сборник. При подготовке к конкурсу исполнителей в г. Славске учащегося младших классов – Головня Максима в 2013 году, возникла проблема – ученик «заиграл» вариацию, исполнял её не достаточно ровно и четко. Всего за неделю до выступления В. Забабурин написал партию преподавателя и концертмейстера, в результате из сольной пьесы получился замечательный ансамбль, который полюбился зрителям и исполнителям и вошел в репертуар ансамбля, а учащийся на конкурсе в г. Славске занял 2 место в своей возрастной группе.

Ещё одно интересное произведение уже несколько лет присутствует в репертуаре ансамбля, пользуется популярностью, это аранжировка французской народной песни « Маринелла», её исполнение в 2012 году в г. Калининграде принесло ансамблю первую серьезную победу на областном конкурсе «Услышь нас море». А в 2015 году это произведение вошло в первый сборник - Калининградские композиторы детям «Счастливый случай».

Работа с коллективом вдохновила В.Забабурина на создание сборников произведений для ансамблей аккордеонистов, баянистов и смешанных ансамблей. Ансамбль «Аккорд» иллюстрировал на презентациях оба сборника произведений «Счастливый случай№1» и «Счастливый случай№2» изданных при жизни композитора и имел возможность исполнить его пьесы и аранжировки первыми, а также возможность работать с этими произведениями с участием автора. Ансамбль «Аккорд» имеет большие творческие связи со многими коллективами области и за её пределами и очень часто руководители ансамблей имеют возможность понять творческий замысел исполняемых произведений, т.к. со многими, из исполняемых ансамблем произведений, работал сам автор.

Ещё одной отличительной чертой ансамбля является то, что концертмейстер имеет полное право и возможность с прижизненного разрешения композитора и автора аранжировок Владимира Ивановича Забабурина вносить свою исполнительскую трактовку в концертное исполнение. Особый профессионализм концертмейстеров ансамбля «Аккорд» заключается в том, что полностью расписанной фортепианной партии для такого состава ансамбля нет, и он проявляет свое мастерство в создании своей партии.

Отличительной особенностью концертных исполнений ансамбля аккордеонистов «Аккорд» является постановочная работа над сценическим образом и его профессиональным воплощением, что вызывает положительные эмоции зрителей.

Отличительной особенностью работы с этим коллективом является работа в условиях сельской местности, в отдаленном от города поселке, а участники ансамбля проживают в различных поселках Переславского сельского поселения, и деятельность ансамбля является ярким очагом культуры и в данной местности, а также теперь известна далеко за её пределами. Заниматься в ансамбле стало престижно, младшие ученики стремятся попасть в концертный состав. В жизни ансамбля активное участие принимают родители учащихся, работники местных Домов Культуры, представители местной администрации, депутаты поселения. Благодаря их помощи ребята имеют возможность выезжать на творческие встречи в Литву, Польшу и Германию. Участвовать в конкурсах в г. Санкт – Петербурге, на Украине и во многих городах области.

Игра в ансамбле предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей. Она также формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к большому делу, пропаганды музыкальной культуры. Развитие ансамблевого исполнительства способствует дальнейшему росту популярности аккордеона и баяна.

Категория: Музыка
21.11.2020 17:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!