СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В магазине зеркал
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
Слушай команду
Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
Исключение лишнего
Цель: развитие мышления и объема внимания.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых
отличается от остальных.
Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке
предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и
найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи
найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к
работе».
Найди отличия
Цель:развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание:
Ребенку предлагаются:
а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б)карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены
две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.
Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения
следовать образцу, развитие межой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для
рисования; остро отточенные карандаши.
Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на
чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два
уровня сложности:
1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена
фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам
на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не
рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
Кого испугался охотник?
Цель: развитие объема и устойчивости внимания. Оборудование: рисунок с
изображением леса, зверей и охотника.
Описание. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу.
Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен
бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться
охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»
Корова Маня и ее хозяйка
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.
Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти ювилистую
линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти
короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове
Мане.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен
лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова
Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.
Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой
тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить
корову?»
Найди тень
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех
его теней; рыцаря и трех его теней.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен
рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
Сравни, назови, сосчитай
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме.
Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с
рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок.
Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение».
Найди героев передачи
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».
Найди дорожку
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование : бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. |
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».
Воспроизведение геометрических фигур
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру
образца (13x10 см).
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,
запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти
воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и
постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу
карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же
геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на
образце».
Кто внимательнее?
Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. : картинки с изображением разного количества звезд. Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».
Быстрее нарисуй
Цель: развитие умения переключать внимание.
Оборудование : простой хорошо отточенный карандаш, таблица с
изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам
знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие
детали к каждому из изображенных предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого
яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению
задания».
Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с
ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.
Нарисуй круг и треугольник
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2
альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка.
Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками, на одном,
листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать
и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).
Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два
карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать
одной рукой круг, а другой треугольник. Неважно, какой рукой, какую
фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что
начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».
Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной
работе, так и при групповой.
«Слушай хлопки!»
Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.)
хлопок- поза аиста ( ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую;
хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу).
хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания:
До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу.
Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 мин.
«Канон» (25 мин.)
Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.
«Зеваки» (25 мин.)
Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.
Процедура игры Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.
«Буквы алфавита» (25 мин для детей, знающих буквы)
Цель игры: Развитие внимания.
Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква-один хлопок.
© 2015, Полянская Татьяна Васильевна 3971