СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Александр Александрович Блок - русский поэт, писатель, публицист и переводчик, а также классик русской литературы 20 века.
Главные черты поэтической манеры этого автора: тяга к цветовой и звуковой выразительности, музыкально-песенный строй и сложная структура образа. Это очень важные составляющие эстетики символизма, кой автор всячески поддерживал. Как приверженец этого направления автор верил, что всё, что происходит в нашем мире - это лишь отражение других миров. Для него и слова, и язык были некими знаками. Автор видел в них то невидимое для других, что считал особыми знаками свыше, которые оставляют место для непостижимого и неизведанного.
Уже в ранних стихах поэта прослеживались серьёзные черты, такие, как страстность искренность и напряженность чувства. Это был фундамент грядущих завоеваний Александра Александровича как поэта. Такие стихи как "Фабрика" и "из газет" из последнего раздела его первого сборника уже отражают появления гражданских настроений у автора.
На изменение его взглядов повлияли события революции 1905-1907 годов.
Проигрыш первой русской революции оказался толчком для переоценки ценностей не только Блока, но и всех символистов. Для автора же это время стало осмыслением искусства и его роли в жизни людей. Теперь уже его герой - это человек, который находится в поисках крепких отношений с теми, кто его окружает, олицетворяет свою судьбу с общей судьбой человечества.
Тема человеческой гибели в мире была освещена автором намного глубже и обширнее, чем это сделали авторы до него. К этой теме можно отнести цикл стихотворений "Родина", где автор рассуждает о путях развития России, чей образ контрастирует: она то ужасно привлекательна, то полна страшных событий, вызывает тревогу.
Например: «Вхожу я в темные храмы.»
Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психолог. состояние лир. героя, переданное выразит. глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стих-я лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.
«Мне страшно с Тобой встречаться.»
Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.
Стихотворение «Фабрика» (1903) вовсе не о тяжелой доле рабочих, которых «недвижный кто-то», «черный кто-то» зовет «медным голосом», а о поэте, который сделал свой первый шаг к «вочеловечению», увидев людей тяжелого труда «со стороны спины» (К. Чуковский). Мир социальных контрастов не нов для поэзии символистов, но у Блока он всегда содержит противопоставление «измученных спин» и «жолтых окон». «Жолтые» Блок упорно пишет через «о» — для него это зловещий образ сытости и равнодушия, буржуазности и высокомерия. Все, кто «мнет белые цветы» («Сытые», 1905), нарушает гармонию красоты и равнодушен к мольбам о хлебе, будут вызывать у поэта негодование.
Стихотворение запечатлело раздумья поэта, остановившегося в недоумении перед загадкой жизни (даже «болты» на воротах «задумчивы»). Ему мерещится образ мистический («недвижный кто-то, черный кто-то»), что усиливает трагизм происходящего. «Медный голос» врывается реальным зовом фабричного гудка, но наваждение не рассеивается: голос призывает людей не распрямить, а еще более согнуть «измученные спины». Поэт образно передает глубину социальных противоречий:
Они войдут и разбредутся,
И в жолтых окнах засмеются,
Навалят на спины кули,
Что этих нищих провели.
Недоговоренность и загадочность отражают растерянность поэта перед тайной социального бытия. Но интуитивно певец Прекрасной Дамы прозревает драматизм отношений труда и капитала. Не удивительно, что стихотворение «Фабрика» было запрещено цензурой. Так произошло одно из первых столкновений Блока с социальной действительностью.
В стихах Блока, как в свое время в творчестве Некрасова, находят отражение драмы жизни обездоленных людей, постоянно происходящие в бездушном буржуазном мире («Из газет», «Последний день», «Унижение» и др.). В стихах этого времени резко меняется лексика: поэт обращается к реалиям быта. Возникают образы, немыслимые для служителя Прекрасной Дамы: «Дети прислушались. Отворили двери. Толстая соседка принесла им щей.» Появляются прежде чуждые Блоку разговорные обороты речи.
«Незнакомка» (1906)
В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (2 том, цикл «Город») контрастно соотнесены «низкая» действительность(дисгармоничная картина пригорода, компания завсегдатаев дешевого ресторана) — и «высокая» мечта лирического героя(пленительный образ Незнакомки). Однако ситуация не исчерпывается традиционным романтическим конфликтом «мечты и действительности». Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале, — и порождение «страшного мира» реальности, женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов».
© 2020, Агапова Виктория Сергеевна 1096