СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Будни студента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственные отношения охватывают все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.

Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.

В основе нравственного поступка лежат естественные моральные чувства человека, позитивные его качества, усвоенные им в процессе жизни в обществе идеалы и нормы морального поведения.

В этике, основанной на гуманизме, любви к человеку, обычно выдвигаются следующие общие моральные идеалы и нормы: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

Общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага),охватывающая всю совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этики является как раз проблема природы добра. С нею связан вопрос о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, от рождения? порождается ли оно обществом или коренится в самой личности?

Существуют ли какие-то общие моральные принципы, выходящие за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущие всем людям? Можем ли мы считать их статус объективным, т.е. не зависящим не только от человека, но и от общества и даже богов, как сказал бы Сократ?

Гуманистическая этика склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Можно предположить, что они частично опираются на биоэтические задатки людей, коренятся в природе человека, являются как бы генетически закодированными. Вместе с тем они оттачивались исторически на опыте многих поколений людей. В результате моральные принципы создают впечатление незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность они доказывают успешностью применения в многообразных жизненных обстоятельствах. Можно представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, если ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Общие нравственные принципы проверены временем и опытом так, что кажутся абсолютными, а некоторым даже данными свыше, или сверхъестественными.

Тем не менее этические принципы историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение. Общие этические нормы – это общественные нормы, одинаково понимаемые и оцениваемые большинством людей, одинаковые для всех и для каждого.

Естественные предпосылки этического в человеке также важны для понимания природы морали. Человек изначально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу необозримого множества нравственных задатков, склонностей, возможностей и т.п.

Этика гуманизма исходит из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, с которого здесь и теперь начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мышления, где начинается установление и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека.

Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, он сам главный и, по сути, единственный носитель, субъект и творец нравственных реальностей в своей жизни. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно размышлять над добром и творить его. Человек – активное, ведущее начало, по отношению к которому остальное общество и природа выступают в качестве условия, среды и средства.

Одним из важных доказательств исторического, а не генетического морального приоритета личности является се нравственное совершенствование.

24.03.2022 12:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП