© 2017 2546
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах (1053–1125) был не только мудрым правителем и воином, чьё творчество до сих пор вызывает научные споры и интерес к той части святоотеческого наследия, от которого «есть пошла Русская Земля». Обретя собственную письменность, она сразу же обратила свой взор к высоким культурным традициям, книжности, к духовному и нравственному просвещению.
Имя Владимира Мономаха занимает особое место в нашей культуре, а его деяния навсегда вошли в исторические хроники и летописи. В переводе с древнегреческого «мономахос» – «сражающийся один, единоборствующий». Антропоним Мономах – это не имя великого князя, а прозвище, которое возникло не случайно: мать Мономаха «была гречанкой из императорского рода», в честь одного из представителей которого, императора Константина IX Мономаха, и был прозван великий князь (Лихачёв Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. – СПб., 1996. – С. 516). Позднее в литературе закрепились устойчивые сочетания мономахов венец, мономахова шапка, обозначавшие один из символов власти великих князей – «золотой филигранный остроконечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом». Согласно древней легенде, этот головной убор был «прислан византийским императором Константином Мономахом своему внуку великому князю киевскому Владимиру Мономаху».
Удивительно, что в народных говорах слово мономах могло встречаться и в XIX в. Так, в рязанском наречии им называли «государя, царя вообще» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М, 1994. – Т. 2. – Стлб. 900).
Знаменательно литературное творчество великого князя, доказавшего и на письме искусное мастерство учителя – и государственного деятеля, и радетельного отца своих детей. Именно к ним в первую очередь, а также ко всем сыновьям Русской земли и было обращено «Поучение», написанное им, по мнению многих исследователей, в зрелом возрасте.
Прежде всего обратимся к расшифровке этого заглавия, осмыслявшегося автором и его современниками не как простое «поучение детям», а более широко.
Относясь к учительному жанру древней литературной традиции, «Поучение» представляет собой произведение как духовного, так и мирского содержания. Оно мыслилось не только как «нравоучительная речь», но и как духовное завещание. Именно так была названа первая публикация данного памятника – «Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (СПб., 1793), осуществлённая видным историком и археографом А. И. Мусиным-Пушкиным. Это было завещание великого князя – правителя Русской земли. В сознании людей того времени слово духовная ассоциировалось и с реально существовавшим, подлинным деловым документом (духовная грамота), и с иной, нравственной категорией, которой так дорожил великий князь: духовная означало также «исповедь» (перед Богом, перед близкими, перед народом). Наконец, такое заглавие имело ещё один смысловой оттенок. По мнению А. А. Шахматова, «Поучение» представляло собой дневник великого князя, его летопись. «Мономах исходит из собственного житейского опыта, из опыта русской исторической действительности конца XI – начала XII в., он пишет о событиях собственной жизни, обращается к собственным детям, учитывая их будущее, обращается и к русскому читателю, полный заботы об интересах своей родины» (Лихачев Д. С. Комментарии. – С. 516). Отсюда доверительная интонация, глубина мысли, отражающая личное мировоззрение Мономаха, такой благозвучный слог и отсутствие подражательности. Всё это сделало «Поучение» исключительно ценным с исторической точки зрения памятником и в то же время определило его литературную судьбу как одного из первых образцов авторского светского произведения, в котором объединились строгие традиции церковнославянской письменности и естественный речевой обиход, культура духовная и культура обыденная.
«Поученье» – так написано в подлинном летописном тексте, вошедшем в состав «Повести временных лет», – начинается как деловой документ:
Азъ худый, дѣдомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, наречный (т.е. наречённый) въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы… (здесь и далее цит. по изд.: Повесть временных лет. – М., 1996).
Но в нём постоянно звучат молитвенные мотивы: князь обращается к Высшей власти и благодарит Бога за возможность обратиться на склоне лет к своим детям, к потомкам:
Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих Бога, иже сю грамотицю, не посмѣйтеся, но ему же люба дѣтий моихъ…
Чему же учил Владимир Мономах? На этот вопрос можно ответить, если прочитать его «Поучение». Уже в начальных строках он обращается к детям и феодалам с такой речью:
Первое, Бога дѣля и души своея, страх имѣйте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру.
Великий князь начинает своё «Поучение» с главной христианской заповеди: «Творите добро», призывая к добру не только своих близких и соратников, но обращаясь и ко всем людям. Поэтому текст приобретает ещё и культурно-общественный смысл.
Далее Владимир Мономах как бы ведёт беседу, читая Псалтырь и извлекая из книги понравившиеся слова:
И потом собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы послѣдняя не люба, а передняя приимайте.
Не случайно Мономах использовал именно Псалтырь (в переводе с греческого «книга псалмов»), содержащую религиозные песнопения. Тем самым он показывает, какую роль играет книга в жизни человека (а она в определении древних содержала мудрость, воплощённую в слове). Таким образом, он как бы поясняет пророчества Псалтыри, оживляет священный текст, обращая его в сторону окружающей действительности. Он следует в своих заповедях духовному писанию и учит не соревноваться с лукавым, не завидовать тем, кто творит беззаконие:
Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнущий потребятся, терпящий же Господа, – ти обладають землею.
При написании текста великий князь использовал богатейший опыт канонической литературы, текстов святых отцов Церкви, которые, как и он, учили юношей «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую».Так, примечателен процитированный им фрагмент из «Поучения» Василия Великого, известного в Древней Руси по переводу в составе Изборника Святослава 1076 г., где звучат те же интонации, что в словах и душевных исканиях правителя Руси (даём этот текст в переводе на русский язык):
Есть и пить без шума великого, при старших молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, и побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с глупыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт.
Кроме духовного поучения, вложенного в уста св. Василия, есть и то, что так ценил сам Владимир Мономах: он принадлежал к византийскому роду, осевшему на Русской земле и воспринявшему её традиции и язык. Потому так впечатляюще для его современников и для нас звучит фраза: не свирепствовать словом. Оно дано для поучения и добродетели. Эту заповедь великий князь и проводил в жизнь.
Продолжая духовный опыт древних философов-богословов, Владимир Мономах как чуткий «словотворец» призывает соотечественников к добродетели и душевной мудрости, идущих через живое слово, которое получило в «Поучении» не только вещественное обозначение (слово – благое дело), но и стало культурным символом Древней Руси. Он пишет:
Научися вѣрный человѣче, быти благочестию дѣлатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смѣренье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помысль чисть имѣти, понужаяся на добрая дѣла»…
Слово Владимира Мономаха – не отвлечённый символ, оно имеет конкретное предназначение и служит для человеческого созидания. Потому в его «Поучении» постоянно «за словом» стоит облик гражданина (и ребёнка, и взрослого) – будущего охранителя нравственных традиций и культурных основ государства:
Всего же паче убогых [бедных] не забывайте, но елико могуще по силѣ кормите, и придайте сироѣк, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человѣка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Рѣчь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомъ, ни хреститеся, нѣкту бо ти нужа никоея же.
В «Поучении» Владимира Мономаха слово приобретает законный смысл, т. е. становится непреложным правилом, своего рода уставом жизни. Можно поразиться тому, что великий князь в своём завещании смог охватить по сути все духовные области и жизненные приоритеты человека. И сделал это через СЛОВО – единственный подлинный проводник культуры.
Продолжим чтение этого произведения и приведём в переводе на современный язык более объёмный отрывок, осмысляющий особую концептосферу русского слова (выражение Дмитрия Сергеевича Лихачёва) через его нравственный и в то же время художественно-реалистический потенциал. Он поучает соотечественников:
Паче всего гордости не имейте в сердце и уме… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью… Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово (выделено О. Н.) ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
В мыслях Владимира Мономаха нет ничего лишнего. Стройный, лаконичный язык, возвышенная интонация. Мы обращаем внимание и на то, что в тексте не раз употребляются такие значимые элементы, как слово и язык. Им, как мы видели, он придавал особый смысл. В СЛОВЕ – свет, просвещение, оно осветляет путь человека, делает его чище, яснее. Вот как великий князь осмысляет его предназначение:
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
Мы обратились к некоторым поучениям Владимира Мономаха и увидели, что древний текст может быть понятен и близок нам. И это совершается через слово.
Источник: Никитин О. В. Чему учил князь Владимир Мономах? // Русский язык в школе и дома. – 2005. – № 4. – С. 4–7.
«Завещание Владимира Мономаха детям». Рисунок Бориса Артемьевича Чорикова
*
См.:
Карта сайта
Владимир Мономах
Древнерусская литература
Литература