СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чему учил князь Владимир Мономах?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий князь Киевской Руси Вла­димир Мономах (1053–1125) был не только мудрым правителем и воином, чьё творчество до сих пор вызывает научные споры и интерес к той час­ти святоотеческого наследия, от ко­торого «есть пошла Русская Земля». Обретя собственную письменность, она сразу же обратила свой взор к высоким культурным традициям, книжности, к духовному и нравствен­ному просвещению.

Имя Владимира Мономаха зани­мает особое место в нашей культу­ре, а его деяния навсегда вошли в ис­торические хроники и летописи. В пе­реводе с древнегреческого «мономахос» – «сражающийся один, единоборствующий». Антро­поним Мономах – это не имя ве­ликого князя, а прозвище, которое возникло не случайно: мать Моно­маха «была гречанкой из император­ского рода», в честь одного из пред­ставителей которого, императора Константина IX Мономаха, и был прозван великий князь (Лихачёв Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. – СПб., 1996. – С. 516). Позднее в литературе закрепились ус­тойчивые сочетания мономахов венец, мономахова шапка, обозначавшие один из символов власти великих кня­зей – «золотой филигранный остро­конечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценны­ми камнями и увенчанный крестом». Согласно древней легенде, этот го­ловной убор был «прислан византий­ским императором Константином Мономахом своему внуку великому князю киевскому Владимиру Моно­маху».

Удивительно, что в народных гово­рах слово мономах могло встречать­ся и в XIX в. Так, в рязанском наре­чии им называли «государя, царя во­обще» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М, 1994. – Т. 2. – Стлб. 900).

Знаменательно литературное твор­чество великого князя, доказавшего и на письме искусное мастерство учителя – и государственного дея­теля, и радетельного отца своих де­тей. Именно к ним в первую очередь, а также ко всем сыновьям Русской земли и было обращено «Поуче­ние», написанное им, по мнению мно­гих исследователей, в зрелом возра­сте.

Прежде всего обратимся к расшиф­ровке этого заглавия, осмыслявшего­ся автором и его современниками не как простое «поучение детям», а более широко.

Относясь к учительному жанру древней литературной традиции, «Поучение» представляет собой про­изведение как духовного, так и мир­ского содержания. Оно мыслилось не только как «нравоучительная речь», но и как духовное завещание. Имен­но так была названа первая публикация данного памятника – «Духовная великого князя Владимира Всеволо­довича Мономаха» (СПб., 1793), осу­ществлённая видным историком и ар­хеографом А. И. Мусиным-Пушки­ным. Это было завещание великого князя – правителя Русской земли. В сознании людей того вре­мени слово духовная ассоциировалось и с реально существовавшим, подлинным деловым документом (духовная грамота), и с иной, нравственной категорией, которой так дорожил великий князь: духовная означало также «исповедь» (перед Богом, пе­ред близкими, перед народом). На­конец, такое заглавие имело ещё один смысловой оттенок. По мнению А. А. Шахматова, «Поучение» представля­ло собой дневник великого князя, его летопись. «Мономах исходит из соб­ственного житейского опыта, из опы­та русской исторической действитель­ности конца XI – начала XII в., он пишет о событиях собственной жиз­ни, обращается к собственным детям, учитывая их будущее, обращается и к русскому читателю, полный забо­ты об интересах своей родины» (Ли­хачев Д. С. Комментарии. – С. 516). Отсюда доверительная инто­нация, глубина мысли, отражающая личное мировоззрение Мономаха, такой благозвучный слог и отсут­ствие подражательности. Всё это сделало «Поучение» исключительно цен­ным с исторической точки зрения па­мятником и в то же время определи­ло его литературную судьбу как од­ного из первых образцов авторско­го светского произведения, в кото­ром объединились строгие традиции церковнославянской письменности и естественный речевой обиход, куль­тура духовная и культура обыденная.

«Поученье» – так написано в под­линном летописном тексте, вошед­шем в состав «Повести временных лет», – начинается как деловой до­кумент:

Азъ худый, дѣдомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, на­речный (т.е. наречённый) въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы… (здесь и да­лее цит. по изд.: Повесть времен­ных лет. – М., 1996).

Но в нём постоянно звучат молит­венные мотивы: князь обращается к Высшей власти и благодарит Бога за возможность обратиться на склоне лет к своим детям, к потомкам:

Сѣдя на санех, помыслих в души сво­ей и похвалих Бога, иже сю грамотицю, не посмѣйтеся, но ему же люба дѣтий моихъ

Чему же учил Владимир Мономах? На этот вопрос можно ответить, если прочитать его «Поучение». Уже в на­чальных строках он обращается к детям и феодалам с такой речью:

Первое, Бога дѣля и души своея, страх имѣйте Божий в сердци своемь и милос­тыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру.

Великий князь начинает своё «По­учение» с главной христианской за­поведи: «Творите добро», призывая к добру не только своих близких и соратников, но обращаясь и ко всем людям. Поэтому текст приобретает ещё и культурно-общественный смысл.

Далее Владимир Мономах как бы ведёт беседу, читая Псалтырь и из­влекая из книги понравившиеся слова:

И потом собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы послѣдняя не люба, а передняя приимайте.

Не случайно Мономах использовал именно Псалтырь (в переводе с гре­ческого «книга псалмов»), содержа­щую религиозные песнопения. Тем самым он показывает, какую роль играет книга в жизни человека (а она в определении древних содержа­ла мудрость, воплощённую в слове). Таким образом, он как бы поясняет пророчества Псалтыри, оживляет свя­щенный текст, обращая его в сторо­ну окружающей действительности. Он следует в своих заповедях духов­ному писанию и учит не соревновать­ся с лукавым, не завидовать тем, кто творит беззаконие:

Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнущий потребятся, терпящий же Господа, ти обладають землею.

При написании текста великий князь использовал богатейший опыт канонической литературы, текстов святых отцов Церкви, которые, как и он, учили юношей «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую».Так, примечателен процитированный им фрагмент из «Поучения» Василия Великого, изве­стного в Древней Руси по переводу в составе Изборника Святослава 1076 г., где звучат те же интонации, что в словах и душевных исканиях правителя Руси (даём этот текст в пе­реводе на русский язык):

Есть и пить без шума великого, при старших молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и млад­шими любовь иметь, без лукавства бе­седуя, и побольше разуметь; не свиреп­ствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с глупыми женщинами не беседовать, гла­за держать книзу, а душу ввысь, избе­гать суеты; не уклоняться учить увлека­ющихся властью, ни во что ставить все­общий почёт.

Кроме духовного поучения, вло­женного в уста св. Василия, есть и то, что так ценил сам Владимир Мо­номах: он принадлежал к византийс­кому роду, осевшему на Русской зем­ле и воспринявшему её традиции и язык. Потому так впечатляюще для его современников и для нас звучит фраза: не свирепствовать словом. Оно дано для поучения и добродете­ли. Эту заповедь великий князь и проводил в жизнь.

Продолжая духовный опыт древних философов-богословов, Владимир Мономах как чуткий «словотворец» призывает соотечественников к доб­родетели и душевной мудрости, идущих через живое слово, которое по­лучило в «Поучении» не только ве­щественное обозначение (слово – благое дело), но и стало культурным символом Древней Руси. Он пишет:

Научися вѣрный человѣче, быти бла­гочестию дѣлатель, научися, по евангель­скому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смѣренье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помысль чисть имѣти, понужаяся на добрая дѣла»

Слово Владимира Мономаха – не отвлечённый символ, оно имеет кон­кретное предназначение и служит для человеческого созидания. Потому в его «Поучении» постоянно «за сло­вом» стоит облик гражданина (и ре­бёнка, и взрослого) – будущего ох­ранителя нравственных традиций и культурных основ государства:

Всего же паче убогых [бедных] не забывайте, но елико могуще по силѣ кормите, и придайте сироѣк, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человѣка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Рѣчь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомъ, ни хреститеся, нѣкту бо ти нужа никоея же.

В «Поучении» Владимира Мономаха слово приобретает законный смысл, т. е. становится непреложным прави­лом, своего рода уставом жизни. Можно поразиться тому, что вели­кий князь в своём завещании смог охватить по сути все духовные обла­сти и жизненные приоритеты чело­века. И сделал это через СЛОВО – единственный подлинный проводник культуры.

Продолжим чтение этого произве­дения и приведём в переводе на со­временный язык более объёмный от­рывок, осмысляющий особую концептосферу русского слова (выражение Дмитрия Сергеевича Лихачёва) через его нравствен­ный и в то же время художественно-реалистический потенциал. Он поуча­ет соотечественников:

Паче всего гордости не имейте в сер­дце и уме Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте На войну выйдя, не ленитесь, не пола­гайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не да­вайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пой­дёте и где остановитесь, напоите и на­кормите нищего, более же всего гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пи­щей и питьем: ибо они, проходя, просла­вят человека по всем землям или доб­рым, или злым. Больного навестите, по­койника проводите, ибо все мы смерт­ны. Не пропустите человека, не попри­ветствовав его, и доброе слово (вы­делено О. Н.) ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

В мыслях Владимира Мономаха нет ничего лишнего. Стройный, лаконичный язык, возвышенная интонация. Мы обращаем внимание и на то, что в тексте не раз употребляются такие значимые элементы, как слово и язык. Им, как мы видели, он придавал особый смысл. В СЛОВЕ – свет, про­свещение, оно осветляет путь чело­века, делает его чище, яснее. Вот как великий князь осмысляет его пред­назначение:

Что умеете хорошего, то не забывай­те, а чего не умеете, тому учитесь как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забу­дет, а чего не умеет, тому не научится.

Мы обратились к некоторым по­учениям Владимира Мономаха и уви­дели, что древний текст может быть понятен и близок нам. И это со­вершается через слово.

Источник: Никитин О. В. Чему учил князь Владимир Мономах? // Русский язык в школе и дома. – 2005. – № 4. – С. 4–7.

«Завещание Владимира Мономаха детям». Рисунок Бориса Артемьевича Чорикова

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Владимир Мономах

https://multiurok.ru/blog/vladimir-monomakh.html

Древнерусская литература

https://multiurok.ru/blog/drevnerusskaia-literatura.html

Литература

https://multiurok.ru/blog/literatura.html

Категория: Литература
09.07.2017 21:56


© 2017 2095

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!