СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конструирование педагогической среды
в классе химико-биологического
направления для организации обучения на повышенном
уровне через использование практико-ориентированных заданий
Капшуль Жанна Геннадьевна,
учитель биологии
лицея г.Новополоцка
8 (029) 377297135915
Диагностика
Конечно, дети приходят в лицей с разным уровнем знаний, степенью обученности, своими желаниями и возможностями. Как подготовить их к работе в команде, узнать их индивидуальные особенности, склонности, интересы, то чего они ждут от учителя и то, что они сами могут предложить, чтобы стать успешными в своей деятельности, дойти до цели, ради которой они и пришли в лицей?
Первое, что делаю на диагностическом этапе -провожу заочное изучение учащихся: сравниваю и анализирую результаты вступительных испытаний и годовую оценку по своему предмету. Обращаю внимание на учащихся, получивших высокие баллы на экзамене, так как считаю это очень важным. Экзамен затрагивает вопросы из разных разделов биологии, проверяет не только уровень знаний,но и умение сравнивать, анализировать, принимать ответственные решения, обобщать информацию, правильно распределять время на задания и справляться со стрессом, что немаловажно, особенно если такой учащийся планирует участвовать в олимпиадах.
Детей с высоким балом, участников олимпиад записываю в отдельную группу, чтобы потом подтвердить или опровергнуть для себя свои надежды и ожидания. Не оставляю без внимания и учащихся, у которых есть большие расхождения между оценкой за год и экзаменационной, также выписываю их для себя в группу 2. Наверное, их придется дотягивать до нужного в профильных классах уровня с помощью индивидуальных и групповых занятий, а также составить с ними личного плана самоподготовки.
Когда дети приходят ко мне на первый урок, мне хочется о них как можно больше узнать, расположить их к себе, разговорить и раскрепостить.
Помимо диалога, в котором дети не всегда могут сразу раскрыться из-за неуверенности или неадаптированности к новой среде, всегда даю им
простенькую анкету, которую я сама когда то и составила. После занятий обобщаю и анализирую ее для себя, выписываю: а/ тех, кто хочет участвовать в олимпиадном движении; б/ кто увлекается творчеством и кто сможет стать участником всевозможных конкурсов; в/ детей, кто возможно хочет или уже занимался исследованием, хотя чаще всего они выявляются в процессе работы гораздо позже.
На втором уроке или через неделю, когда учащиеся уже немного раззнакомились друг с другом, делаю входной контроль, в котором уже
второй раз после экзамена проверяю их уровень знаний по предмету,
выделяю «биологически» перспективных, сравниваю с результатами первой диагностики, смотрю совпадения и тех, кого еще будет нужно дополнительно исследовать и изучать.
Индивидуальные собеседования помогают мне максимально близко расположить ребенка к себе, узнать его желания, страхи, только ему присущие, особенности характера. Иногда такие беседы полностью меняют представление об этом учащемся. Приходя на урок, ты смотришь на него уже совершенно другими глазами, работая с ним, используешь совершенно другие подходы.
Большую помощь в диагностике с учащимися, поступившим в лицей, безусловно, оказывает тесное сотрудничество с воспитателем. Именно от него я узнаю те подробности,которые не выяснила для себя. Особенно полезны советы классного руководителя о состоянии здоровья и семье поступивших учащихся, материальном достатке, наличии свободного времени и места в доме для полноценной подготовки к занятиям.Это тоже внесет свои коррективы в план работы с учащимися. Каждый год у меня бывают дети, которые вечерами работают в моем кабинете, готовятся к олимпиадам, исследованиям, делают уроки,так как дома у них нет возможностей, условий, слишком много раздражителей и разного рода препятствий. Иногда материальные трудности не дают учащимся приобрести необходимую литературу,заниматься самоподготовкой и самообразованием.
Работа на уроке также помогает мне разделить детей на условно-невидимые для них группы.
Я смотрю, как дети отвечают, особенно люблю проблемные вопросы и вопросы с затруднениями.
Диагностирую для себя как они выполняют домашние задания: переписывают учебник или используют, как и на уроках структурные схемы, опорные символы и сигналы. Наблюдаю, как учащийся может организовать свою работу на уроке и работу с другими учащимися.
К сожалению, этому обучены лишь единицы, большая часть уверенно считает, что на хорошем уроке нужно в основном сидеть слушать и записывать, обижаются, если учитель делает это не так.
Моя задача сломать эти стереотипы, привести детей к умению обобщать большие объёмы получаемой информацию в краткий опорный конспект, к умению задавать вопросы и не бояться на них отвечать, к умению отстаивать свою точку зрения и максимально эффективно работать в группе для достижения результата.
Актуальность.
В непрерывно развивающемся белорусском государстве в последнее время стали очень востребованы предприимчивые, образованные, инициативные молодые специалисты, которые сами способны принимать ответственные решения, внедрять их в практику своей работы и получать реально-ощутимый для общества результат. Такими качествами может и должен обладать конкурентоспособный и уверенный в себе человек, которого должна выпускать современная школа, применяя практико-ориентированные способы, приемы и методы обучения.
Особую актуальность приобретает опыт моей работы, в связи с введением в последние несколько лет новой программы по биологии ориентированной на отработку практических умений и навыков учащихся посредством выполнения лабораторных и демонстрационных опытов, проведения большого количества экспериментов на лабораторных и практических работах.
К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению биологии как предмета. А ведь биология, на мой взгляд, — сложнейшая из изучаемых учащимися в школьном курсе дисциплин как по объему запоминаемого материала, так и по невероятному количеству терминов и понятий, и потому, что каждый урок – это новая тема. Но не постигнув эту науку, науку о жизни, которую необходимо видеть и даже осязать, будет сложно строить свои отношения с другими людьми, слышать язык своего тела, правильно питаться, воспитывать детей, бережно и трепетно относиться к своей природе.
Не секрет, что школьный курс биологии носит комплексный характер и включает элементы различных естественных наук. Он базируется на понятиях, представляющих собой результат обобщения многочисленных фактов окружающей действительности на основе биологических законов и теорий. В своей практике я стараюсь учебный материал преподносить так, чтобы, с одной стороны, обеспечить научность изложения, а с другой – избежать перегрузки учащихся, чтобы лицеисты не потеряли интерес к курсу биологии из-за сложности материала. Поэтому в своей работе как учителя старших классов я использую практико-ориентированные задания, помогающие учащемуся не только систематизировать, обобщить или проверить изученный материал, но и напрямую связать полученные знания с жизненным опытом и даже применять их на практике при решении посильных задач,например для диагностики симптомов распространенных заболеваний, оказании первой доврачебной помощи, рациональном потреблении природных ресурсов.
На практику формирования моего опыта повлияли следующие условия и противоречия в профессиональной и педагогической деятельности:
-большой объем теоретического материала, необходимый для запоминания из урока в урок;
-не повторяемость материала урока, ведь каждый урок – это своя уникальная и зачастую очень сложная тема;
-введение новых тем в программу 10 класса в 2020-2021 году;
-работа в новом проекте по интеграции в 10 профильном классе с введением дополнительного часа в 2020-2021 году;
-сложность восприятия материала в 10 классе по старой программе;
- не перекликаемость «химических тем биологии» с программой по химии;
-разный уровень подготовки учащихся, поступивших в лицей;
-отсутствие разработок отдельных практических и лабораторных работ по новой программе в профильных классах и их дифференциация на варианты;
-ориентированность учащихся профильных классов на качественную подготовку к ЦТ;
-повышающийся из года в год проходной балл по биологии в медицинские ВУЗы;
-большая загруженность учащихся выпускных классов, в том числе и на подготовку к экзаменам, среди которых уже нет того предмета, который им нужно сдавать.
Работая по данной теме в течение нескольких лет ,я увидела, что большинство учащихся с трудом запоминают большие объемы теоретического материала, что им зачастую не хватает практико-ориентированных заданий, сжатых схем, опорных таблиц и структурных конспектов, что гораздо эффективнее, если запоминание материала урока и больших разделов строиться на личном опыте учащихся и полученных ранее знаниях, а при выполнении практических и лабораторных работ они будут моделировать ситуацию, связанную с практическим опытом приобретенным в жизни.
Продолжительность работы по данной теме опыта составляет четыре года. Основные этапы работы следующие:
2017 -2018 учебный год
-изучение и анализ научно-педагогической литературы по данной теме, составление картотеки на уже имеющиеся лабораторные и практические работы в 10-11 классах;
-выделение тем требующих: доработки в сторону их практической направленности, дифференциации или разделения на варианты в
профильных классах.
-ознакомление с опытом работы своих коллег, выявление проблем и трудностей, с которыми может столкнуться учитель при подготовке и проведении демонстрационных и лабораторных опытов, а также возможными путями их решения.
2018 -2019 учебный год
-разработка и апробация практико-ориентированных заданий по программе на старшей ступени обучения с последующей коррекцией и доработкой;
-формирование и пополнение собственной методической копилки практико-ориентированных заданий;
-участие в методических семинарах, педсоветах, днях педагогического мастерства, творческих конкурсах и исследованиях.
-2019 -2020 учебный год
-Обобщение и анализ материалов опыта, выдвижение практических
рекомендаций для последующей работы;
-2020 -2022 учебный год
разработка и апробация практико-ориентированных заданий,лабораторных и практических работ по новой программе в 10 профильном классе с учетом участия в проекте по интеграции с последующей коррекцией и доработкой;
- творческий отчет по итогам собранного опыта перед учителями лицея.
Ведущая идея опыта: системное использование практико-ориентированных заданий на уроках биологии помогает сформировать у учащихся такие навыки, как:
- выделять главное и отделять менее важное при запоминании большого по объему теоретического материала, что важно при подготовке к ЦТ;
- структурировать, компоновать и группировать изучаемый материал, укладывая изученный материал в опорные схемы, таблицы и структурные конспекты, что значительно экономит время, обеспечит быстрое и эффективное запоминание материала, позволит успешно конкурировать на «рынке абитуриентов»:
- сравнивать, сопоставлять и анализировать материал урока, выстраивать алгоритм своих действий;
-связывать пройденные темы с опытом приобретенным учащимися в жизни;
-выдвигать собственные инициативы, генерировать собственные идеи и воплощать их в реальность.
Опыт моей работы основывается на следующих принципах.
Принцип самоопределения. Ученик должен видеть перспективу своего развития, а то, что предлагает учитель должно быть согласованно с его потребностями в будущем.
Принцип активности. Ученик должен быть по возможности активным и деятельностным на всех этапах урока.
Принцип самостоятельности. Ученик должен сам продвигаться по линии своего развития, но конечно, не без помощи учителя.
Принцип проблемности и поиска новых решений. Деятельность на уроке необходимо рассматривать как упорядоченную цепочку познавательных затруднений.
Эти принципы не отвергают классические принципы педагогики, они лишь
дополняют их,внося коррективы своего времени.
Цель опыта:
Формирование ЗУН учащихся на уроках биологии посредством применения практико-ориентированных заданий на старшей ступени обучения.
Задачи:
– изучить и осуществить анализ литературы по теме исследования;
– разработать дидактические и методические материалы для образовательного процесса на основе практико-ориентированных заданий;
– организовать образовательный процесс на уроке и вне урока на основе практико-ориентированных заданий с учетом корректив внесенных проектом по интеграции в 2020 году;
-обобщить и структурировать накопленный материал, включающий практико-ориентированные задания.
Описание опыта
Каждый думающий преподаватель рано или поздно спрашивает себя: почему наши учащиеся не хотят учиться, почему результаты деятельности преподавателя не высоки, хотя сил и слов приложено много? И неизменно приходишь к выводу о том, что нет мотивации к учению, не хватает методов и приемов активизации познавательной деятельности, вовлекающих учащихся в деятельность практической направленности, заставляющих думать, действовать и принимать самостоятельные решения. Наши очень современные дети перестали общаться с помощью живого слова, мыслить вслух, встречаться на природе с друзьями, творить вживую руками, как это делали мы раньше, зачем, гораздо проще сделать все с помощью компьютера, не выходя из дома. При отсутствии такой деятельности возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению.
На первый взгляд, всё просто: в триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес, мотивация и активизация познавательной деятельности являются связующими звеньями. Почему же мы иногда так мало времени уделяем проблемным и поисковым ситуациям на уроке, считая развитие интереса к учению делом второстепенным, оправдываемся большой загруженностью и нехваткой времени? Считаю, что педагог как можно чаще должен создавать проблемные ситуации на уроках и применять практико-ориентированные задания, которые напрямую заставляют наших детей думать, включаться в практическую деятельность, принимать ответственные решения, моделировать выходы из создавшихся ситуаций. Не этого ли требует от нас современная жизнь и компетентный подход в обучении ? Меняется время,и мы как педагоги, должны тоже что-то менять в себе и в наших подходах к обучению, иначе мы просто не будем интересны нашим современным детям, нам будет сложно воспитать учащегося максимально адаптированного к современному обществу. Назову некоторые наиболее распространенные способы развития познавательного интереса: актуальность и глубина содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнения и аналогии, эффект парадоксальности, удивления, использование произведений искусства и литературы, учебные дискуссии, познавательные игры. В своей работе использую практико-ориентированную деятельность и задания той же направленности, помогающую учащемуся систематизировать новый материал,закрепить изученное, обобщить и проверить пройденное, дать прогноз своим действиям при решении проблемных и поисковых ситуаций.
Экспериментальная деятельность
Работа в республиканском проекте по апробации экспериментальных интегрированных учебных планов и программ в условиях обновленного содержания профильного обучения, в которую я вместе с учителями лицея включилась с 2020 учебного года, позволила мне посмотреть на свой предмет в более широком диапазоне и расширить свой кругозор. При составлении календарных планов необходимо было детально изучить программу по смежным с биологией предметам, таким как химия,география, физика, математика. Нужно было найти точки пересечения,а именно те темы, которые одновременно изучаются по разным предметам, просмотреть учебники,чтобы лучше понять как именно преподносится этот материал учащимся.Проведя такое мини исследование, выписав темы и вопросы, которые я реально могу
реализовать через уроки и внеклассную деятельность, я составила календарный план с включением тем по интеграции. Например в тему «Факторы среды», я включила более подробное изучение физических, химических и орографических/географических/ факторов в соответствии с программой по этим предметам,а в теме « Основные химические загрязнители окружающей среды» подробно изучила химические вещества по тому плану по которому они изучаются только на уроках химии.
При проведении урока по теме «Свет в жизни организмов», вместе с
учащимися мы использовали приборы из кабинета физики, например дифракционную решетку для разложения волны в спектр, поляризаторы, собирающие и рассеивающие линзы применяющиеся в практической жизни и в оптике. На уроке по теме «Адаптации животных к различным температурным условиям среды, мы работали с картами по географии и истории,на которых изучали историческую биогеографию расселения видов.
При интегрированном подходе к уроку нужно не забывать о целях и задачах, которых ты хочешь и стремишься достичь. Для урока по теме «Температура как экологический фактор. Пойкилотермные и гомойотермные организмы» вполне обоснованной стала цель о том, что к концу урока учащиеся должны
обьяснять механизмы терморегуляции у теплокровных и холоднокровных животных, учитывая химические свойства воды, зависимость их теплоотдачи от размеров тела из курса физики и расселение организмов в разных географических ареалах. Приводить примеры таких организмов из окружающей их жизни.
Для углубления и погружения в несколько предметов, устранения перегрузки учащихся по одним и тем же вопросам изучаемым в разных программах очень важны интегрированные задания, которые связаны с мировоззрением учащихся, имеют практическую направленность, заставляют их думать, анализировать и перерабатывать информацию в свой собственный продукт.
Вот примеры некоторых таких заданий:
Практическая работа. Решение зкологических задач
Вопрос на 9-10 баллов.
Правило Бергмана определяет, что виды теплокровных животных, обитающих в холодных климатических зонах, имеют большие размеры тела, чем их сородичи в более теплых местообитаниях. Например,если сравнить белого,бурого и гималайского медведей ареалы которых сменяются с севера на юг, то самым мелким будет гималайский, а самым крупным белый медведь. Как Вы можете объяснить это правило, используя знания о явлении терморегуляции и законы физики.
Задача. Плотность популяции диких гусей составляет 124 особи/га. За период размножения (один раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,2 птенца. В популяции равное число самцов и самок. Смертность гусей постоянна, в среднем за год погибает 19 % взрослых особей. Определите, какой будет плотность популяции гусей (особей/ га) через год. Выработайте самый короткий математический алгоритм для решения данной задачи.
Тема урока :Закономерности действия факторов среды на организм
Вопрос на 9-10 баллов.
Проанализируйте изученный материал, свой жизненный опыт и назовите организмы,которые по одному из абиотических факторов будут стенобионтами, а по другим будут эврибионтами? В каких географических ареалах обитают данные виды? Как помогают данные факторы адаптироваться организмам к окружающей среде ?
Тематический контроль по теме « Организм и среда »
1.Сравните между собой мать- и- мачеху и кислицу. Какие различия есть
между этими организмами по отношению к такому экологическому фактору как свет? Какие виды солнечного излучения изучаемые на уроках физики нужны им для процесса фотосинтеза? Обьясните почему?
© 2023, Капшуль Жанна Геннадьевна 192