Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю педагогом, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Воспоминания из детства, они такие близкие, и такие далёкие. В детстве я очень любила природу. Любила ранним утром пробежаться босиком по мягкой траве, покрытой капельками росы, прыгнуть в прохладную воду бескрайнего (как мне казалось) озера, окутанного густым молочным туманом, проплыть вразмашку, рассекая голубую гладь озера руками, вспугнув при этом огромных красивых птиц – пеликанов. Вот они побежали по зеркальной поверхности, шумно ударяя крыльями по воде, и взлетели, красивые и гордые, удаляясь от меня и превращаясь в лазоревой дымке неба в незаметные, маленькие, постепенно исчезающие вдали точки…
Любовь к природе помогла мне выбрать свою дорогу в жизни – стать учителем биологии.
А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новые горизонты. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…
Для меня быть учителем – это и значит жить.
Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
В моем представлении учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Иногда учителя, проработавшие в школе много лет, имеющие за плечами накопленный педагогический опыт, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Дети, как опытные психологи, чувствуют, «вычисляют» таких педагогов за считанные минуты, они не прощают высокомерия. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции.
Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности на уроках нет места. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.
Не привыкайте к чудесам,- дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, руками к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так через одно мгновенье.
В.Шефнер
Очень важным мне кажется стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Если учитель страдает от синдрома эмоционального выгорания, то работать в школе нельзя. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Какими бы я хотела видеть своих учеников? Свободомыслящими, толерантными людьми, умеющими конструктивно решать проблемы, способными к самовыражению и саморазвитию. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Я пришла в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением, учить и воспитывать Человека. Человек вырастет личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения. Поэтому моя главная задача, как учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека.
Истина: самый главный час, который наступил; самый главный человек - тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты делаешь сейчас, является самым важным. Главный человек для меня – это ученик. Важно найти для каждого из них то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое учительское счастье.
И снова воспоминания из детства: теплый и нежный мамин голос: «Дочка, вставай, в школу пора». Снова и снова, просыпаясь, я улыбаюсь, вспоминая мамин голос, и мысленно отвечаю ей «Да, пора в школу, туда, где меня любят и ждут. Без чего я не мыслю своей жизни!» …Приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем, набирая мощь, перерастает в бурю эмоций. Буря несет меня к стенам родной школы. Я переступаю ее порог, вхожу в свой кабинет, вижу вновь пытливые детские глаза, доверчиво смотрящие на меня, слышу знакомое «здравствуйте» - и уходят куда-то все мои вчерашние сомнения, кажутся мелкими все мои переживания. И открывается Истина - ты этим живешь, без этого – нет смысла твоей жизни, это – навсегда.
Труд учителя – нелёгкий труд,
Знает каждый, кто хотя б немного
Повстречался с этим наяву,
Выбрал эту трудную дорогу.
Добрый, чуткий, строгий иногда
Эти качества должны быть всюду с нами.
Детская любовь и теплота греет душу,
Как большое пламя.
Друг, Наставник, Мастер и Герой –
Всем обязан в школе быть учитель.
Хоть совсем невмоготу порой,
Спрятав боль, улыбкой осветите
Класс, в котором много детских глаз,
Много дерзких, озорных, пытливых!
Как мы любим и как ценим вас,
И на всё у нас хватает силы.