СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С 1 сентября 2011года все учащиеся первых классов обучаются по новым стандартам. Под стандартом понимается совокупность требований к результатам освоения программы начального общего образования, к её структуре и условиям её реализации. Принципиальное отличие нового стандарта от предыдущих состоит в том, что впервые процесс обучения предлагается строить на демократической основе. Новый стандарт представляет собой общественный договор, в котором согласуются требования, предъявляемые к образованию обществом, государством и, что самое важное, семьёй и самими учащимися. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат, и, что не менее важно, условия обучения. Образовательный стандарт рассматривается как некое демократическое соглашение о ценностях, целях, задачах развития и воспитания ребёнка. Поэтому мы можем говорить о школе как месте, которое представляет собой развивающую образовательную среду, воспитывающую образовательную среду, где все участники выступают как равноправные партнеры и коллеги. Итак, стандарт – это общественный договор между семьёй, школой, обществом и государством. Стандарт должен дать учителю понимание результата, исходя из которого он будет строить образовательный процесс. Вторая особенность нового стандарта заключается в том, что основной целью образования становится развитие личности учащегося. В новом стандарте впервые открыто декларируется, что значимое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации – обеспечение личностного развития учащихся. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато чётко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования – делать всё возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети. Третья особенность нового стандарта – его целостная теоретико-методологическая основа. Необходимо обратить внимание на три новых компонента методической системы: мотивация обучения, контроль и оценка, дифференциация. Без реализации и обеспечения формирования этих компонентов стандарт второго поколения выполнить нельзя. Мотивация обучения – это ответ ученика на вопрос «Зачем я выполняю вот эту конкретную учебную задачу?». Контроль и оценка – это не контролирующие действия учителя, это контролирующая и оценочная деятельность ученика. Если нет контроля, если нет способности к самооценке (достаточно объективной), не будет получено тех результатов, которые планируются в стандарте второго поколения.
Исходя из этой приоритетной цели образования, в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным действиям. Это новое понятие, новый термин для содержания начального образования. Универсальное учебное действие – это главная составляющая любого умения, в том числе и учения. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги:
- Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»); 2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3. устанавливаются тематические рамки («могу»).
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап предполагает: 1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2. самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 3. фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
- Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2. соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостаёт для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.
- Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
- Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.
- Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Это совокупность способов, приёмов, которыми пользуется ученик.
Итак, УУД - фундаментальное ядро содержания новых стандартов. Другими словами, УУД - это метапредметные умения, т.е. способы деятельности, применимые как в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В стандарте второго поколения заложены следующие УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Личностные УУД - это умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Например, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Регулятивные УУД - это умения организовать свою учебную деятельность. К ним относятся:
• целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и конечный результат деятельности с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, одноклассниками;
• оценка — выделение и осознание учеником того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому напряжению и преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД - это умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации.
Познавательные УУД - это общеучебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др. Следовательно, для того, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1. сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2. основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3. сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4. организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). 4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии её благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.
© 2016, Прохорова Наталья Александровна 1763