СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формированию регулятивных универсальных учебных действий Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению. В.Г. Белинский План: 1. Регулятивные умения. 2. Методика формирования умения. 3. Формированию регулятивных универсальных учебных действий на примере УМК «Планета знаний». 4. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний» 1. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». ? Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ? Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ? Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 2. Методика формирования умения Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Методика формирования любого умения предполагает определенную этапность. Так можно выделить 3 этапа. 1. Мотивационный этап. Создание положительной мотивации к овладению указанным умением. 2. Ознакомление с отдельными компонентами регулятивных универсальных учебных действий. 3. Сознательное овладение целостной структурой УУД, реализация самостоятельного учебного поведения, применение УУД в условиях учебной и внеучебной деятельности. ? ЭТАП Необходимость первого этапа вызвана тем, что практически ни один первоклассник не испытывает желания научиться работать самостоятельно, то есть дети даже не знают, что этому можно научиться. Следовательно, задачей этого этапа является формирование интереса и желания научиться работать самостоятельно. А также обеспечить ясные представления у детей о важности и значимости данного умения. Все это раскрывается в специально организованных беседах, используются известные детям художественные произведения, рассказы из жизненного опыта самих учеников. Так после чтения рассказа Н. Носова «Мишкина каша» проводится беседа: - Можно ли сказать, что Мишка самостоятельный человек? - Почему вы так думаете? - По какой причине Мишка не смог справиться с работой? ( Точно не знал, что и как нужно делать) Значит, чтобы самостоятельно выполнить какую-либо работу мало одного только желания, нужно ещё знать, как это делается, и уметь выполнять. Чтобы дети обратили внимание на уровень своей самостоятельности в жизни, им было предложено ответить на вопросы на тему «Что я умею делать сам». - Какую работу вы выполняете самостоятельно каждый день? - Всегда ли вам удается справиться самим, без помощи взрослых? - Почему? - Как вы думаете, можно ли научиться выполнять самостоятельно любую работу? - Где этому можно научиться? - Можно ли стать самостоятельным в учебной деятельности? Здесь учитель объяснял ребятам, что это только так кажется, что учитель всему учит школьника, в том числе учит его учиться. Это неверно. Учитель лишь помогает, научиться человек может только сам, благодаря собственным усилиям. Если ученик откажется от этого правила, он никогда не станет самостоятельным ни в учебной, ни в любой другой деятельности. А значит главная задача, которую решает школьник в начальных классах - научиться работать так, чтобы можно было делать это самостоятельно. Обращалось внимание детей на то, что при выполнении самостоятельной работы обязательно встретятся трудности, которых не нужно бояться. Чтобы показать радость от их преодоление для получения радости от учебного труда, детям предлагаются заведомо сложные задания, при том при возникновении первых затруднений разрешалось прекратить работу. Тем, кто справился, задавался вопрос: - Что вы почувствовали, когда смогли выполнить это задание? При этом внимание акцентируется на том, что успеха в выполнении работы достиг тот, кто сумел заставить себя выполнить задание, несмотря на трудности. Еще одна задача, которая решалась в ходе 1 этапа – это создание кризисной ситуации, когда дети уже хотят, но не могут справиться с заданием из-за недостаточного количества знаний и умений. Ученикам предлагается задание такого типа, с которым они еще не встречались в ходе обучения. - Почему вы не смогли самостоятельно выполнить это задание? (Не знали, как его выполнять). Значит одного желания справиться с работой самостоятельно недостаточно, необходимы специальные знания умения. Это позволило выдвинуть новую задачу – овладеть этими знаниями и умениями, которая будет решаться в рамках второго этапа. Таким образом, на 1 этапе у учащихся формируется желание действовать без посторонней помощи. В результате появляется внутренний мотив, позволяющий им выполнять учебную работу самостоятельно, появляется заинтересованность в дальнейшем обучении. ?? ЭТАП Этот этап был направлен на ознакомление с каждым компонентом структуры регулятивных универсальных учебных действий: осознание цели работы, умение спланировать, выполнить и проверить свою работу, дать ей оценку. Эта работа начинается с ознакомления учащихся с понятием «учебная задача». Работа начинается в первую очередь на уроках математики, т.к. именно с этим учебным предметом связывают учащиеся решение задач. Дети под руководством учителя выясняют, что задача – это такое задание, в котором по данному условию нужно ответить на вопрос. А, следовательно, любое математическое задание можно назвать задачей. Так же школьникам даётся понятие об учебной задаче, наглядно показывается ее отличие от конкретно-практической. Выясняется, что в учебнике нет учебных задач, следовательно, выделять ее придется самим ученикам. При формировании умения выделять учебную задачу учитель сначала сам формулировал ее на уроке. Так перед выполнением упражнения по русскому языку учитель показывал образец постановки учебной задачи, которая формулировалась таким образом: «Выполняя данное задание, мы будем учиться писать слова с безударными гласными». Затем, в процессе работы учитель с помощью специальных заданий, проблемных ситуаций и вопросов подводил учащихся к самостоятельному формулированию учебной задачи. Так, например, на уроке по теме «Сложение однозначных чисел», в начале урока учитель предложил детям самостоятельно выполнить вычисления: 6+4 4+3 10+3 6+7 9+1 1+4 10+4 9+5 8+2 2+2 10+2 8+4 Большая часть детей быстро справилась с решением примеров первых трех столбиков, а решение четвертого вызвало недоумение. («Мы такие примеры не решали»). Так возникла учебная задача: найти способ решения таких примеров. В чем же отличие таких выражений от предыдущих легко выясняется, т.к. первые 3 столбика составлены с ориентировкой на 4 столбик, то есть дети видят, что будут учиться складывать однозначные числа, а в результате получается двузначное число больше 10. Так учащиеся подводятся и к формулировке учебной задачи. Таким образом, постепенно усложнялись задания и за счет сокращения доли участия, и за счет предметного содержания, а так же осуществлялся переход от репродуктивных заданий к творческим. Если сначала при формировании данного умения использовались такие приемы, где учащимся предлагались готовые формулировки ответов, то постепенно происходил переход и к самостоятельному формулированию задачи. Например: - Сравните, кто из учеников правильно выделил учебную задачу на уроке: «На уроке чтения дети составляли план рассказа и пересказывали по плану. В конце урока учитель спросил учеников: «Чему вы учились на уроке?» Ваня ответил: «Читать рассказ». Ира сказала: «Отвечать на вопросы». Света ответила: «Составлять план и пересказывать». - Кто из учеников правильно определил учебную задачу на уроке? Далее на данном этапе осуществлялась коллективная постановка цели каждой работы. Причем, обращалось внимание на это как перед непосредственным выполнением задания, так и после него. Позднее дети проявляли большую долю самостоятельности, отвечая на вопрос: «Чему вы будете учиться, выполняя это задание?» Так же в конце урока учитель спрашивал: «Удалось ли решить учебную задачу?», «Чему мы учились на уроке?» На этом же этапе, наряду с умением выделять учебную задачу, учитель акцентировал внимание школьников и на усвоении способа действий, той системы операций, с помощью которой достигается определенная цель. Например, выполняя упражнение по русскому языку, определили цель предстоящей работы: «Выполняя данное упражнение, мы будем учиться писать текст по памяти». Для этого нужно выполнить следующие действия: 1) Прочитать текст. 2) Спросить у учителя смысл непонятных слов. 3) Выучить текст наизусть и т д. Таким образом, школьники обучаются не только определению цели деятельности, но и, что очень важно, средств её достижения. Естественно, что операции, из которых складывается способ действий, сначала выводит учитель, опираясь на те или иные правила, изучаемые на различном предметном содержании. То есть сначала работа ведётся по готовому плану: предложенный учителем алгоритм, памятка, правило в учебнике. Однако ориентация школьников на планирование способа действий сопровождается не только простым воспроизведением и заучиванием формулировок, но и пониманием смысла производимых действий, их последовательности. Поэтому после выполнения соответствующих заданий ученикам предлагаются следующие вопросы: - Чему ты учился, выполняя данное задание? Как ты действовал? - Зачем ты выполнял задание? - Где может пригодиться умение выполнять такие задания? - Какие этапы работы были самыми трудными? Далее для формирования умения планировать свою работу учащимся предлагается самим составить и осуществить систему действий при выполнении любого задания. Здесь практикуются следующие вопросы и задания: - Определи самостоятельно, зачем ты выполнял это задание? - Укажи цель своей работы после его выполнения. - Сформулируй, какие действия ты должен совершить, чтобы проконтролировать свою работу самому? - Почему нужно планировать свою работу, а не действовать вслепую? - Составьте алгоритм, схему, работая в паре или группе. - Какую отметку за выполнение данного задания ты бы поставил себе и почему? Здесь же показывается школьникам и необходимость действия контроля, причем не только итогового, после выполнения задания, но и текущего, то есть контроль не только результата решения, но и самого процесса. На данном этапе контроль осуществляется, в основном, с помощью учителя, но применяются и приемы самопроверки и взаимопроверки. Так же на этом этапе ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию: Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт: 5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки: 6 шаг. Каков был уровень задачи-задания - Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания? (Необходимый уровень) - В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания)? (Программный уровень) - Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали? (Максимальный уровень) 7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. Таким образом, в рамках второго этапа на базе знакомства с о структурой регулятивных УУД уточняются, расширяются и конкретизируются представления учащихся о самостоятельности в учебной деятельности. III ЭТАП. Целью третьего этапа является сознательное овладение структурой регулятивных универсальных учебных действий. Для этого учащиеся вновь обращаются к решению конкретных задач, но уже на новом, теоретическом уровне обобщения. Так в процессе анализа решения задач вместе с учащимися составляется памятка: 1. Прочитай задачу. Попытайся выделить известное и неизвестное. 2. Подумай, чему ты будешь учиться, выполняя это задание. 3. Вспомни правила, которые помогут решить задачу. 4. Составь план решения. 5. Реши задачу. 6. Проверь решение. 7. Определи, чему ты учился, выполняя это задание. 8. Оцени свою работу. При этом работа направляется на осознание и запоминание данной последовательности действий, роль учителя при этом постепенно уменьшается. Таким образом, школьники осознают, что любую задачу на любом учебном предмете можно решить с помощью данной памятки. По мере усвоения каждым учеником данной структуры увеличивается и доля самостоятельности школьников при выполнении любого задания, когда дети сами определяют учебную задачу урока, предлагают и осуществляют систему по её решению при обязательном действии контроля и оценки. В итоге при выполнении учащимися учебных заданий, проводится специальная работа по овладению школьниками целостной структурой овладения регулятивными универсальными учебными действиями, за счет осознания последовательности структурных компонентов и увеличения доли самостоятельности учеников. Заключение. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Такая организация обучения характеризуется следующими особенностями: ? Учебный материал, с которым работает ученик, должен входить в содержание цели его действия. Благодаря этому ученик сознательно ориентируется в предмете своей деятельности, постоянно регулирует её походу решения задач. ? Далее ученику необходимо наметить ход выполнения действий, для чего значимым является умение планировать свою работу. ? Затем ученик выполняет самостоятельные действия, которые формируются путем превращения сознательных учебных действий в актуально сознаваемые действия. При этом необходим постоянный самоконтроль, как по ходу выполнения самих действий, так и по достижении определенного результата, оценка и самооценка своей работы. 3. УМК «Планета знаний» предоставляет большие возможности для формирования регулятивных учебных действий. Важную роль в их формировании играет общая структура всех учебников комплекта. 1). Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед школьниками. Работа с маршрутами позволяет сформулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, проводить рефлексию и постановку задач. 2). Формированию регулятивных универсальных учебных действий служат и система заданий: (инвариантная и вариативная части Учебный материал урока делится на инвариантную и вариативную части. Разная окраска полей страниц учебника показывает соотношение этих частей для каждого урока. Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Выполнение всех заданий в инвариантной части свидетельствует о том, что учеником достигнута ближайшая цель – освоен обязательный минимум содержания. Вариативная часть включает дополнительный материал. Выполнение заданий в вариативной части показывает, что ученик достиг максимального уровня освоения материала Задания на «информационный поиск» требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной литературе и словарям. «Дифференцированные задания» предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком пространстве (из 1-3 ) задания, адекватные уровню своей подготовленности Задания «интеллектуальный марафон» ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации «Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей. 3). Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК «Планета знаний» разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Данные листы позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими той или иной предметной темы и найти необходимые задания, позволяющие устранить выявленные пробелы в знаниях. 4). В учебниках предложено много направлений для проектной деятельности по темам, близким к учебным. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения. Обучение этим навыкам опирается на разработанные в рабочих тетрадях листы «Работа над проектами», предназначенные для самостоятельного заполнения учащимися. Формированию регулятивных универсальных учебных действий служат и система заданий. Уже при обучении по «Букварю» даются задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (Найди и исправь ошибку). В учебниках математики с 1 класса даются задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата вычислений; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений, планированию решения задачи и прогнозировать результат, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности (наблюдение над свойствами чисел, операций арифметических действий, зависимостей между величинами). 4. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний» 1 класс 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 2 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. 3 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий 4 класс 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. 2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. 5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 6. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. 7. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради. 8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. 9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.
14.02.2015 16:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!