СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые стандарты образования предъявляют особые требования к результатам освоения образовательной программы. Большое внимание уделяется метапредметным результатам, которые включают в себя регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Эти действия и называются универсальными, так как являются обобщенными действиями в различных предметных областях.

         Хотелось бы подробнее остановиться на регулятивных универсальных учебных действиях. Для успешного существования человек должен уметь:

- ставить конкретную цель действия,

- планировать свой день, неделю, а может, и жизнь,

- прогнозировать возможные ситуации развития событий,

- давать оценку своей деятельности.

Данный алгоритм применим и к решению любой учебной задачи. Таким образом, регулятивные УУД отражают способность учеников строить свою учебную деятельность, учитывая все её компоненты: ставить с помощью учителя цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, контролировать полученный результат, корректировать, оценивать свою деятельность.

Ребёнок только тогда усваивает программный материал, когда у него есть внутренняя потребность. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.

         Любой проблеме должна соответствовать ситуация успеха. Затем, в новой ситуации происходит установление соответствия того, что уже известно и чего ещё не знаем.

         Формулировка темы и целей урока (а иногда и блока уроков) осуществляется в каждом классе по-разному. В качестве примера можно рассмотреть уроки русского языка в первом и четвёртом классах.

 

1 класс. Перенос слов.

Учитель

Ученики

Запишите слова, объясните написание орфограмм:

Соль,  Анна,  сорока,  объявил,  жираф,

Отгадайте загадку, о каком дереве идёт речь:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один их тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

 

А как же мне записать это слово, ведь оно не входит в строку?

А что значит, перенести?

 

 

Какой знак для этого используют?

Подумайте и запишите на листах, как мне перенести это слово.

Ребята, задание было одно?

Почему же так много ответов?

 

Верно! Значит, тема сегодняшнего урока: «Правила переноса слов».

 

Называют в словах орфограммы.

 

 

 

 

 

Берёза

 

 

Нужно перенести слово.

Одну часть оставить на одной строке, другую на следующей.

Чёрточка.

 

(Варианты ответов)

Да, одно.

Мы ещё не знаем, как правильно.

 

 А вопросы учителя «Что мы узнаем на уроке? Чему научимся?» помогут сформулировать цели урока.

 

4 класс. Сложное предложение с союзами и, а, но.

Учитель

Ученики

Перед детьми текст, который они читают самостоятельно:

Наступила осень. Подул, засвистел за окнами холодный ветер. Полетели с деревьев красные, золотые и бурые листья. Всё чаще за окном идёт дождь, и солнышка свет больше не греет землю.

Детям предлагается выполнить задание:

Назвать простые предложения и объяснить расстановку в них знаков препинания.

Какое предложение осталось в тексте?

 

 

Какое оно?

 

 

Правильно ли автор поставил запятую?

 

 

Почему мы не можем точно и однозначно ответить на этот вопрос?

Чего мы не знаем?

 

Какие вопросы вы могли бы поставить к этой теме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё чаще за окном идёт дождь, и солнышка свет больше не греет землю.

Сложное предложение. В нем несколько грамматических основ.

Да, т.к. сложное предложение, нет, т.к. одиночный союз «и».

 

Нам не хватает знаний.

Когда ставиться запятая в сложных предложениях.

 

Какие союзы употребляются в сложных предложениях?

Ставиться ли запятая в сложном предложении с одиночным союзом?

        

Определившись с темой, переходим ко второму этапу: целеполагание. В формулировке целей нам помогут ключевые слова: «Изучим…», «Вспомним…», «Узнаем…», «Закрепим…». Из данных слов дети выбирают только те, которые подходят к теме сегодняшнего урока. Таким образом, к концу урока у нас сформулированы тема, цели к большому разделу, который изучается девять часов «Сложное предложение». Следующий урок начинается с показа слайдов, на которых уже записаны сформулированные цели. Теперь нужно построить план изучения этого раздела и приступить к изучению.

         Работа над построением плана так же ведется постепенно, совместно с учителем. Сначала это картинный план с использованием специальных знаков-символов. В первом классе дети работают по плану учителя. Затем, с опорой на знаки-символы дети учатся строить план, находить последовательность и выстраивать шаги своих действий.

Так, изучение природных зон во втором классе строится по плану: изучение особенностей климата, разнообразие растений и жизнь животных. Даже внесенная учителем путаница не помешает детям установить чёткий порядок действий, т.к. невозможно начать изучать жизнь животных, не познакомившись с особенностями климата каждой природной зоны.

         Безусловно, это кропотливая, даже трудная работа, на которую иногда жалко тратить время на уроке. Но её важность и нужность проявится в дальнейшей учёбе. Ученики научатся правильно организовывать свою деятельность, планировать её и проверять правильность выполнения.

08.01.2015 17:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП