СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время примером успешного сочетания энтузиазма и стремления к новым открытиям является внедрение электронных ресурсов в образовательный процесс. Учить и учиться с интересом, максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для учащегося — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой уголок мира, провести эксперимент в виртуальной лаборатории и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Изучая направления развития информатизации в учреждениях общего среднего образования, определила для себя одно главное:
- внедрение электронных информационно-образовательных ресурсов и «облачных электронных» сервисов в образовательный процесс.
Решение о внедрении в практику моей работы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приняла уже давно. Так как уже было неоднократно доказано, что использование ИКТ в образовательном процессе способствует повышению познавательной активности учащихся.
Ранее я нашла для себя наиболее оптимальные модели применения ИКТ в условиях своей школы: урок с опорой на мультимедийную презентацию; использование аудио-, видео фрагментов; компьютерные тесты; электронные сборники-тренажёры; электронные информационные издания (словарь, справочник, энциклопедия и т.п.); компьютерные обучающие программы; подготовка печатных раздаточных материалов (контрольных, самостоятельных работы, дидактических карточек для индивидуальной работы и т.п.). Кроме этого, мною использовались такие формы, как проведение стимулирующих занятий с практической работой детей на компьютере; творческие проектные и исследовательские работы во внеурочной деятельности.
Современный образовательный процесс уже невозможен без применения информационных и коммуникативных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, способствуют созданию более комфортных условий для самореализации и творчества, предоставляют большой объём образовательных ресурсов. Применение ЭОР дало мне возможность более детально осветить теоретические вопросы, помогло учащимся вникнуть в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
Построение образовательного процесса на основе использования ЭОР предполагает более координальное изменение роли учителя и ученика.
Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Во-вторых, учащийся занимает позицию активного участника образовательного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока.
ЭОР в образовательном процессе использую по трем основным направлениям:
- на учебных занятиях (при подготовке учителя к уроку; непосредственно на уроке; при организации самостоятельной работы учащихся);
- при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов; метода проектов);
- при использовании новых форм внеурочных учебных занятий.
Существенную помощь в этом мне оказывают задания программы «Электронные образовательные ресурсы», разработанные в лаборатории начального образования Национального института образования, в частности, справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных УМК по всем учебным предметам I ступени общего среднего образования. ЭОР размещены на платформе системы дистанционного обучения MOODLE.
Информационное пространство быстро меняется, время вносит свои коррективы, следует быть современным, учитывая интересы и запросы общества. Исходя из этого, свою деятельность я направила на изучение и внедрение в практику сервиса LearningApps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Это конструктор для разработки интерактивных заданий по разным предметам для применения на уроках и во внеклассной работе. Основная идея использования мною данного сервиса заключалась в том, чтобы дать возможность каждому учащемуся проверить свои знания и скорректировать их в игровой форме. Важно отметить, что правильность выполнения заданий проверяется мгновенно. Сервис LearningApps.org довольно прост для самостоятельного освоения.
Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика.
Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:
Выбор – упражнения на выбор правильных ответов;
Распределение – задания на установление соответствия;
Последовательность – на определение правильной последовательности;
Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
После знакомства с данным сервисом, я узнала об огромной коллекции готовых упражнений, но в тоже время они не всегда соответствуют программным материалам. Это послужило стимулом для создания собственных упражнений.
Параллельно у меня, как учителя, возник вопрос: как можно отследить выполнение упражнений учащимися моего класса. Следующим шагом была организация сетевой работы учащихся. Оснащение учащихся планшетами и наличие интернета в кабинете позволило применять задания сервиса LearningApps.org на разных этапах урока (даже в качестве индивидуального опроса). Возможности сервиса LearningApps.org позволило мне зарегистрировать на этом сайте своих учеников, после чего каждый из них заходил в личный аккаунт по паролю, чтобы так или иначе взаимодействовать в режиме реального времени с учителем и одноклассниками. Это было реализовано дистанционно и прямо на уроке – конечно, при наличии соответствующих технических средств. На основании шаблонов обучающих онлайн-игр на LearningApps.org мною были созданы папки с набором интерактивных заданий по разным дисциплинам. Задания предназначались как для использования на учебных занятиях, так и для закрепления вне школы. Благодаря сервису LearningApps.org я имела возможность видеть статистику выполнения интерактивных заданий учащимися моего класса.
На сегодняшний день есть 26 таких шаблонов – вполне достаточно, чтобы реализовать множество смелых методических задумок. Все шаблоны разделены на 5 групп. Далее речь пойдёт о двух первых группах. Выбор – группа приложений, построенные на выборе правильных ответов из перечня альтернативных вариантов. К ней относятся следующие шаблоны. 1. Два шаблона викторин: с возможностью задать несколько правильных ответов и с выбором только одного правильного ответа. 2. Выделить слова. Слова надо выделить мышью в тексте. Например, это могут быть слова с орфографическими ошибками, слова определённой части речи или термины, не соответствующие определению. 3. Кто хочет стать миллионером? Приложение на основе популярного во многих странах телешоу. В приложении несколько заданий, уровень сложности которых постепенно возрастает 4. Слова из букв – обучающая игра, суть которой состоит в составлении слова из букв, расположенных в сетке рядом друг с другом. Распределение – шаблоны заданий на определение соответствия, отнесения к той или иной группе. 1. Соответствие в сетке. Суть выполняемых действий: надо перетащить мышкой объекты из одной части поля в другую, совместив их с соответствующими объектами. 2. Таблица соответствия позволяет выстаивать ряды соответствий сразу по разным признакам (категориям). Например, разместить в разные ячейки таблицы падеж + соответствующие ему вопросы, предлоги и вспомогательные слова. 3. Игра «Парочки». Суть игры: поочерёдно открываются пары табличек; задача ученика – определить соответствуют ли таблички друг другу. Примеры соответствий: два разных изображение одного и того же объекта, изображение объекта и его название, вопрос и ответ и т.д. 4. Классификация. Можно создать от двух до четырёх групп, с которыми надо соотнести различные элементы. На LearningApps.org есть два шаблона классификаций. В одном из них все элементы сразу «рассыпаны» на рабочем столе в виде табличек, их надо перетаскивать мышкой в соответствующие поля. В другом элементы появляются по одному, и надо указать, к какой группе они. 5. Найти на карте. Шаблон позволяет использовать Карты Google (maps.google), введя название центра карты, выбрав тип карты и масштаб (увеличение). Упражнение состоит в том, чтобы расставить на карте маркеры, соответствующие определённым объектам. 6. Найти пару. 7. Пазл "Угадай-ка". Это упражнение проще показать, чем объяснить. Сортировка картинок позволяет маркировать определённые элементы изображений точками. Прекрасно подходит для работы по иллюстрации, схеме, карте, диаграмме. Последовательность – приложения на определение правильной последовательности. В этой категории приложений всего два шаблона: 1. Расставить по порядку. Требуется расположить таблички в правильном порядке, перетаскивая их мышью. 2. Хронологическая линейка. В этом шаблоне последовательность дополнена возможностью установки дат для соотнесения с ними тех или иных исторических эпох, событий, этапов развития. Заполнение. В этой группе шаблонов задания построены на заполнении определённых форм путём выбора готовых вариантов или введения букв с клавиатуры. Разрабатывая приложения, надо учитывать особенность этих шаблонов, добиваться, чтобы вопросы и задания требовали инвариантного краткого ответа (число, термин, условное обозначение и т.д.). 1. Викторина с вводом текста. В одном шаблоне можно объединить сразу несколько последовательно выполняемых заданий, ответы на которые надо не выбирать из готовых вариантов, а вводить самостоятельно. Наиболее очевидный путь использования этого шаблона – ребусы и подобные им занимательные задания. 2. Заполнить пропуски. 3. Заполнить таблицу. Максимально количество столбцов в таблице – пять, количество строк – десять. По заданию таблицу надо заполнить правильными данными. Таблица создаётся автоматически, но можно немного корректировать её внешний вид. Можно открывать только верхнюю строку, а также в дополнение к ней – любое количество столбцов. Важный момент составления задания: надо отрыть достаточное количество данных, чтобы было понятно, что конкретно надо вписывать. 4. Кроссворд. Суть задания не требует пояснений. Для составления кроссворда ничего не надо рисовать или чертить. Введите в соответствующие поля свои вопросы и ответы, остальное сделает программа, сама разместив слова по горизонтали и вертикали и определив места пересечений. Можно также задать фоновую картинку.
Онлайн-игры – последняя группа шаблонов обучающих приложений LearningApps.org. Особенность данных шаблонов заключается в том, что выполнение заданий организовано как соревнование ученика с компьютером или с другими пользователями. При этом учитывается не только правильность ответов, но и скорость выполнения. Логика построения заданий может быть разная (выбор ответа, установление последовательности, определение соответствия).
Современным детям очень нравятся подобные задания из-за своей наглядности, доступности. А более подкованные в ИКТ учащиеся могут сами пользоваться этим сервисом. На мой взгляд, любое приложение этого сервиса можно грамотно применить на уроке.
Использование ЭОР способствует повышению учебной мотивации учащихся, эффективности обучения учащихся за счёт включения в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивных форм и методов.
Целесообразность использования интерактивных заданий заключается в следующем:
1. быстрая обработка результатов,
2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
3. объективность оценки учащегося.
ЭОР позволяют учителю:
- построить образовательный процесс более качественно и с минимальными временными затратами;
- ежедневно проводить фронтальный опрос и обеспечивать объективность отметок;
- эффективно решать проблему дисциплины на уроках (ученики либо заняты работой на компьютере (планшете), либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен);
- укрепить свой авторитет и в классе, и среди коллег (компьютерные технологии – это престижно);
- повысить мотивацию детей к обучению;
- одновременно использовать аудио- и видеоматериалы;
- пробуждать у учащихся желание мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику? Во-первых, содействует росту успеваемости учащихся по предмету; во-вторых, позволяет учащимся проявить себя в новой роли; в-третьих, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; в-четвёртых, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
? Создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в образовательном процессе, позволяет им чувствовать себя комфортно, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
© 2016, Березюк Инна Николаевна 2557