СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одно из самых важных умений человека – это умение быстро и правильно выполнять вычисления.
Рационализация вычислений означает выполнение вычислений более лёгким, более целесообразным способом.
Устные вычисления способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых
качеств. Способность к умственному (устному) счёту полезна
в отношении практическом и, как средство, для здоровой умственной гимнастики.
1. Приём, основанный на использовании свойств
арифметических действий.
· 89 + 67 + 11 = 89 + 11 + 67 = 167
· 357 + 996 + 48 = 357 + 996 + (43 + 4 + 1) =
= (357 + 43) + (996 + 4) + 1 = 400 + 1000 +1 = 1401
· 25 × 37 × 4 = 37 × (25 × 4) = 37 × 100 =3700
· 87 × 4 + 4 × 13 = (87 + 13) × 4 = 100 × 4 = 400
· 367 : 5 – 167 : 5 = ( 367 – 167) : 5 = 200 : 5 = 40
2. Приём округления.
· 399 + 473 = 400 +472 = 872
· 497 + 196 + 299 = 492 + 200 + 300 = 992
· 196 + 199 + 197 = 200 × 3 – 8 = 592
· 752 – 298 = 754 – 300 = 454
· 134 + 27 + 29 + 38 = 150 + 20 + 30 + 37 = 200 + 37 = 237
· 427 + 28 + 7 + 20 + 652 = 430 + 649 + 30 + 5 + 20 =
= 1079 + 1 + 54 = 1080 + 20 + 34 = 1134
· 198 × 3 = (200 – 2) × 3 = 600 – 6 = 594
· 35 × 18 = 35 × (20 – 2) = 700 – 70 = 630
3. Приём, основанный на зависимости результата от
изменения компонентов действий.
· 56 – 38 = 60 – 42 = 18
· 225 : 75 = (225 2) : (75 2) = 450 : 150 = 3
· 440 : 55 = 880 : 110 = 8
· 364 : 6 + 118 : 3 = 364 : 6 + 236 : 6 = (364 + 236) : 6 = 600 : 6 = 100
4. Приёмы последовательного умножения и деления.
· 75 × 8 = 75 × 2 × 2 × 2 = 150 × 2 × 2 = 300 × 2 = 600
· 35 × 18 = 35 × 2 × 9 = 70 × 9 = 630
· 23 × 55 = 23 × (5 × 11) = 115 × 11 = 1150 + 115 = 1 265
· 540 : 4 = (540 : 2) : 2 = 270 : 2 = 135
· 960 : 15 = (960 : 3) : 5 = 320 : 5 = 64
5. Приёмы умножения и деления на 5, 50, 500, 25, 250, 15, 125.
· 36 × 5 = (36 : 2) × 10 = 180
· 826 × 50 = (826 : 2) × 100 = 41 300
· 84 × 25 = (84 : 4) × 100 = 2 100
· 24 × 15 = 12 × 30 = 360
· 496 × 125 = (496 : 8) × 1000 = 62 000
· 4 340 : 5 = (4 340 : 10) × 2 = 868
· 4 000 : 125 = (4 000 × 8) : (125 × 8) = 32 000 : 1 000 = 32
6. Приёмы умножения на 9, 99, 11, 101. 1001.
· 26 × 9 = 25 × (10 – 1) = 250 – 25 = 225
· 35 × 99 = 3 500 – 35 = 3 465
· 37 × 11 = 37 × (10 + 1) = 370 + 37 = 407
· 73 × 101 = 7 300 + 73 = 7 373
· 735 × 1 001 = 735 000 + 735 = 735 735
Так, наблюдая и выявляя свойства чисел и действий над
ними, ученики накапливают сведения и используют их затем при
вычислениях. Овладение некоторыми приёмами рациональных
вычислений готовит детей к успешному изучению математики в
средней школе.
© 2015, Ачисова Валентина Александровна 11537