Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-интернат № 5 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено на МО: Согласовано: Утверждаю:
«____»__________2015 г. Зам.директора по УВР Директор школы
________М.А. Олейник ________Т.В. Байкалова
приказ №___от________
Рабочая программа
по физике
8 класс
Учитель: Агапитова Татьяна Валерьевна,
Категория: соответствие
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования «Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009», авторской программы «Физика 7-9 классы» под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина и Государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа предполагает в соответствии с учебным планом преподавание физики в 8 классе в объеме 68 часов в год (из расчета 2 часа в неделю на 34 учебных недели), из них контрольных работ – 5, лабораторных работ – 9.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011»
Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
- Освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
образовательной программы
Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 8 классах являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
- овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
- анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в 8 классах являются:
- знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- умение докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Формы организации процесса обучения: работа в группах, по этапам; проблемно-поисковая деятельность; физические диктанты, лабораторные работы и др.
Технологии обучения: личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемная, здоровьесберегающая.
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение лабораторных, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. Также проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: устный опрос, тесты, физические диктанты, лабораторные и контрольные работы.
Система оценивания
Оценка устных ответов обучающихся:
- Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
- Оценка 3 ставится в том случае, если ученик правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использование готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и не более 2-3 негрубых недочета.
- Оценка 2 ставится в том случае, если ученик не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
- Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ:
- Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью, при наличии одного недочета.
- Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, при наличии одной ошибки и одного недочета, либо при наличии 2-3 недочетов.
- Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 (более 60%) всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, 3 негрубых ошибок, либо при наличии одной негрубой ошибки и 3 недочетов, либо при наличии 4-5 недочетов.
- Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 (менее 60%) работы.
- Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ:
- Оценка 5 ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением нужной последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и анализ погрешностей.
- Оценка 4 ставится, если ученик выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочета, либо допустил одну негрубую ошибку и один недочет.
- Оценка 3 ставится, если ученик выполнил работу не полностью, но объем выполненной работы таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опытов и измерений были допущены ошибки.
- Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок
Грубые ошибки:
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
- Неумение выделить в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты:
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Оборудование для лабораторных работ
Лабораторная работа № 1. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Оборудование: калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан.
Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Оборудование: стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.
Лабораторная работа № 3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»
Оборудование: источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.
Лабораторная работа № 4. «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на разных ее участках»
Оборудование: источник питания, резисторы – 2 шт., низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока реостатом»
Оборудование: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.
Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Оборудование: источник питания, исследуемый проводник (никелиновая спираль), реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Лабораторная работа № 7. «Измерение работы и мощности электрического тока»
Оборудование: источник питания, низковольтная лампа на подставке, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, секундомер.
Лабораторная работа № 8. «Сборка электромагнита и исследование его действия»
Оборудование: источник питания, реостат, компас, ключ, соединительные провода, детали для сборки электромагнита.
Лабораторная работа № 9. «Получение изображения при помощи линзы»
Оборудование: собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента.
Содержание курса
Раздел учебного курса
|
Кол-во часов
|
Формы контроля, из них:
|
Лабораторных работ
|
Контрольных работ
|
Тепловые явления
|
12
|
1
|
1
|
Изменение агрегатных состояний вещества
|
13
|
1
|
1
|
Электрические явления
|
26
|
5
|
1
|
Электромагнитные явления
|
5
|
1
|
1
|
Световые явления
|
11
|
1
|
1
|
Повторение
|
1
|
|
|
Учебно-методический комплекс:
- Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
- Поурочные разработки по физике: 8 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вако, 2009
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008
Дополнительная литература:
- Тесты по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Чеботарева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
- Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й кл.: К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа»: Метод. пособие. /Р.Д. Минькова, Е.Н. Панаиоти. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
- Физика. 8 класс: Серия «Доклады, рефераты, сообщения»/О.В. Кореневская – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
- Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: Вако, 2009
- Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / В.А. Заботин, В.Н. Комиссаров. – М.: Просвещение, 2003
- Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В. Александрова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус», 2010
- Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: Вако, 2010
Интернет-ресурсы: