СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-интернат № 5 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на МО: Согласовано: Утверждаю:

«____»__________2015 г. Зам.директора по УВР Директор школы

________М.А. Олейник ________Т.В. Байкалова

приказ №___от________

Рабочая программа

по физике

7 класс

Учитель: Агапитова Татьяна Валерьевна,

Категория: соответствие

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования «Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009», авторской программы «Физика 7-9 классы» под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина и Государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа предполагает в соответствии с учебным планом преподавание физики в 7 классе в объеме 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю на 35 учебных недель), из них контрольных работ – 5, лабораторных работ – 10, проверочных работ – 2, проект – 1, резервного времени – 4.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011»

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • Воспитание убежденности и возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:

  • развитие интеллекта;
  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
  • формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

образовательной программы

Личностными результатами обучения физике являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике являются:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;
  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда,
  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Формы организации процесса обучения: работа в группах, по этапам; проблемно-поисковая деятельность; лабораторные работы и др.

Технологии обучения: личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемная, здоровьесберегающая. Контроль за уровнем знаний обучающихся предусматривает проведение лабораторных, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. Также проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: устный опрос, тесты, лабораторные и контрольные работы.

Система оценивания

Оценка устных ответов обучающихся:

  • Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
  • Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
  • Оценка 3 ставится в том случае, если ученик правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использование готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и не более 2-3 негрубых недочета.
  • Оценка 2 ставится в том случае, если ученик не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
  • Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ:

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью, при наличии одного недочета.
  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, при наличии одной ошибки и одного недочета, либо при наличии 2-3 недочетов.
  • Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 (более 60%) всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, 3 негрубых ошибок, либо при наличии одной негрубой ошибки и 3 недочетов, либо при наличии 4-5 недочетов.
  • Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 (менее 60%) работы.
  • Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ:

  • Оценка 5 ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением нужной последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и анализ погрешностей.
  • Оценка 4 ставится, если ученик выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочета, либо допустил одну негрубую ошибку и один недочет.
  • Оценка 3 ставится, если ученик выполнил работу не полностью, но объем выполненной работы таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опытов и измерений были допущены ошибки.
  • Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  • Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок

Грубые ошибки:

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
  • Неумение выделить в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показание измерительного прибора.
  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  • Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты:

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, молекула, атом.
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.

Оборудование для лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2. «Определение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5. «Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины»

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, измерительная лента, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа № 7. «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Оборудование: набор грузов, деревянный брусок, доска, динамометр.

Лабораторная работа № 8. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа № 9. «Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа № 10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.

Содержание курса

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Формы контроля, из них:

Лабораторных работ

Контрольных и проверочных работ

Введение

4

1

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1 проект

Взаимодействие тел

21

5

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

1

2+1

Работа и мощность

13

2

1+1

Повторение

3

Учебно-методический комплект:

  • Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
  • Поурочные разработки по физике: 7 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вако, 2009
  • Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008

Дополнительная литература:

  • Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Чеботарева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
  • Физика. 7 класс: Серия «Доклады, рефераты, сообщения»/О.В. Кореневская – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
  • Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.: Вако, 2011
  • Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: Вако, 2009
  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / В.А. Заботин, В.Н. Комиссаров. – М.: Просвещение, 2003
  • Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В. Александрова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус», 2010
  • Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: Вако, 2010

Интернет-ресурсы:

Ø http://www.oo-lyceum-533.ru/document/fizika7.htm (задачи)

Категория: Физика
05.09.2015 06:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!