СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-интернат № 5 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на МО: Согласовано: Утверждаю:

«____»__________2015 г. Зам.директора по УВР Директор школы

________М.А. Олейник ________Т.В. Байкалова

приказ №___от________

Рабочая программа

по физике

9 класс

Учитель: Агапитова Татьяна Валерьевна,

Категория: соответствие

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования «Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009», авторской программы «Физика 7-9 классы» под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина и Государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа предполагает в соответствии с учебным планом преподавание физики в 9 классе в объеме 68 часов в год (из расчета 2 часа в неделю на 34 учебных недели), из них контрольных работ – 6, лабораторных работ – 6, проектов - 1.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011»

Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;
  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.
  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

образовательной программы

Личностными результатами обучения физике в 9 классе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в 9 классах являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
  • овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
  • анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в 9 классах являются:

  • знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • умение докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Формы организации процесса обучения: работа в группах, по этапам; проблемно-поисковая деятельность; физические диктанты, лабораторные работы и др.

Технологии обучения: личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемная, здоровьесберегающая.

Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение лабораторных, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. Также проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: устный опрос, тесты, физические диктанты, лабораторные и контрольные работы.

Система оценивания

Оценка устных ответов обучающихся:

  • Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
  • Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
  • Оценка 3 ставится в том случае, если ученик правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использование готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и не более 2-3 негрубых недочета.
  • Оценка 2 ставится в том случае, если ученик не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
  • Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ:

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью, при наличии одного недочета.
  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, при наличии одной ошибки и одного недочета, либо при наличии 2-3 недочетов.
  • Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 (более 60%) всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, 3 негрубых ошибок, либо при наличии одной негрубой ошибки и 3 недочетов, либо при наличии 4-5 недочетов.
  • Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 (менее 60%) работы.
  • Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ:

  • Оценка 5 ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением нужной последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и анализ погрешностей.
  • Оценка 4 ставится, если ученик выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочета, либо допустил одну негрубую ошибку и один недочет.
  • Оценка 3 ставится, если ученик выполнил работу не полностью, но объем выполненной работы таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опытов и измерений были допущены ошибки.
  • Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  • Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок

Грубые ошибки:

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
  • Неумение выделить в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показание измерительного прибора.
  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  • Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты:

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

Оборудование для лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Оборудование: желоб лабораторный, шарик металлический, цилиндр металлический, метроном, лента измерительная, кусок мела.

Лабораторная работа № 2. «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Оборудование: шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, метроном (часы с секундной стрелкой).

Лабораторная работа № 3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

Оборудование: штатив с муфтой и кольцом, шарик на нити, измерительная лента, метроном (часы с секундной стрелкой).

Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции»

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, модель генератора электрического тока, ключ, соединительные провода.

Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Оборудование: фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.

Лабораторная работа № 6. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

Содержание курса

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Формы контроля, из них:

Лабораторных работ

Контрольных работ

Законы взаимодействия и движения тел

22

1

2

Механические колебания и волны. Звук

13

2

1

Электромагнитное поле

13

2

1

Строение атома и атомного ядра

18

1

2

Итоговое повторение

2

Учебно-методический комплекс:

  • Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2011
  • Поурочные разработки по физике: 9 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Вако, 2007
  • Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008

Дополнительная литература:

  • Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.: Вако, 2011
  • Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009
  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/Сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2000
  • Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006
  • Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: Вако, 2009
  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / В.А. Заботин, В.Н. Комиссаров. – М.: Просвещение, 2003
  • Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В. Александрова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус», 2010
  • Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: Вако, 2010

Интернет-ресурсы:

Категория: Физика
18.11.2015 09:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!