СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная цель современного производственного обучения состоит в том, чтобы создать систему, которая бы удовлетворяла общеобразовательные потребности каждого студента в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально изменить отношения студента и мастера производственного обучения в учебном процессе.
Обучение эффективно только при такой его организации, когда студент усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к сознательному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта студента. Он должен учиться сам, а мастер осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студент может самостоятельно работать с предложенным ему модулем, содержащем в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции мастера производственного обучения могут варьироваться от информационно-контролирующей до просто координирующей.
В чем же заключается система действий мастера производственного обучения по подготовке к переходу на модульное обучение?
Прежде всего, надо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупностей модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
Надо выделить основные научные идеи курса, структурировать учебное содержание вокруг этой идеи в определенные блоки. После этого формулируется комплексная дидактическая цель. Она имеет два уровня: усвоение учебного содержания и его использование в практике.
Важное значение имеет принцип обратной связи, т.е. контроль, анализ и коррекция. Входной контроль, текущий, промежуточный. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляет проблемы в знаниях студентов, которые немедленно устраняются. Выходной контроль должен показать уровень усвоения своего модуля.
Модульный курс включает совокупность модулей, которые в свою очередь состоят из блоков; при этом каждый модуль может иметь свое самостоятельное значение, т.е. быть автономным.
При применении модульной технологии студент имеет возможность самореализоваться, и это способствует его мотивации. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
Задача мастера производственного обучения - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью студентов через модуль и непосредственно их консультировать. Мастер готовится не к тому, как лучше объяснить материал, а к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Надо грамотно выделять интегрирующие цели, так как управление осуществляется через модули. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования мастера производственного обучения, возможность для его самореализации.
Модуль может быть представлен как учебный элемент, состоящий из следующих компонентов:
Точно сформированная учебная цель.
Список необходимого оборудования, материалов и инструментов.
Инструкционная карта, состоящая из теоретического материала, задания и хода его выполнения.
Консультация мастера производственного обучения.
Анализ выполненной работы.
Компоненты учебного элемента не являются жестко фиксированными и могут варьироваться в зависимости от вида производственного обучения.
Консультация начинается со вступительной беседы мастера производственного обучения, в которой он ориентирует студентов на рассмотрение вопросов данной темы и состоит из трех этапов:
1. На первом этапе студенты знакомятся с модулем темы. Мастер производственного обучения отвечает на вопросы, которые им неясны или нуждаются в уточнении. Далее студентам даются рекомендации, как работать с инструкционной картой, как составлять план и конспект изучаемого материала.
2. На втором этапе производится консультация групп. После формирования подгрупп каждый студент по очереди обращается к нескольким членам своей подгруппы с непонятными вопросами до тех пор, пока не получит на них ответ. И таким образом производится консультация по всем вопросам темы. Если какие-то вопросы остались без ответа, то они переносятся на третий этап.
3. Третий этап консультации проводится по принципу дискуссии: студентам поочередно предоставляется слово для изложения вопросов, на которые сразу отвечает кто-нибудь из других подгрупп. При необходимости задающий вопрос может потребовать дополнительных пояснений и уточнений, а отвечающий возразить тому, кому его ответ покажется не точным. Если никто из учащихся не смог дать правильного ответа, то его дает мастер производственного обучения.
Мастер производственного обучения выступает в роли ведущего, он организует консультацию и вмешивается в ее ход только тогда, когда ответ студента является не верным или ни кто не может на него ответить.
Консультация заканчивается заключительно беседой мастера производственного обучения и допуском к выполнению практического задания.
Рассмотрим модульный курс производственного обучения студентов по специальности «Сварочное дело».
Далее рассмотрим структуру модуля А по производственному обучению студентов первого курса по специальности «Сварочное дело», получающих начальное профессиональное образование.
Модульная система обучения имеет следующее преимущество:
а) возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);
б) создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения студентов, нужного контакта с мастером производственного обучения через индивидуальный подход;
в) создание условий более осознанно-мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;
г) уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи экзамена или зачетов.
© 2018, Бердникова Галина Николаевна 377