СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение модульных технологий на уроках производственного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель современного производственного обучения состоит в том, чтобы создать систему, которая бы удовлетворяла общеобразовательные потребности каждого студента в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально изменить отношения студента и мастера производственного обучения в учебном процессе.

Обучение эффективно только при такой его организации, когда студент усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к сознательному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта студента. Он должен учиться сам, а мастер осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент может самостоятельно работать с предложенным ему модулем, содержащем в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции мастера производственного обучения могут варьироваться от информационно-контролирующей до просто координирующей.

В чем же заключается система действий мастера производственного обучения по подготовке к переходу на модульное обучение?

Прежде всего, надо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупностей модулей, обеспечивающих достижение этой цели.

Надо выделить основные научные идеи курса, структурировать учебное содержание вокруг этой идеи в определенные блоки. После этого формулируется комплексная дидактическая цель. Она имеет два уровня: усвоение учебного содержания и его использование в практике.

Важное значение имеет принцип обратной связи, т.е. контроль, анализ и коррекция. Входной контроль, текущий, промежуточный. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляет проблемы в знаниях студентов, которые немедленно устраняются. Выходной контроль должен показать уровень усвоения своего модуля.

Модульный курс включает совокупность модулей, которые в свою очередь состоят из блоков; при этом каждый модуль может иметь свое самостоятельное значение, т.е. быть автономным.

При применении модульной технологии студент имеет возможность самореализоваться, и это способствует его мотивации. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Задача мастера производственного обучения - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью студентов через модуль и непосредственно их консультировать. Мастер готовится не к тому, как лучше объяснить материал, а к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Надо грамотно выделять интегрирующие цели, так как управление осуществляется через модули. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования мастера производственного обучения, возможность для его самореализации.

Модуль может быть представлен как учебный элемент, состоящий из следующих компонентов:

  1. Точно сформированная учебная цель.

  2. Список необходимого оборудования, материалов и инструментов.

  3. Инструкционная карта, состоящая из теоретического материала, задания и хода его выполнения.

  4. Консультация мастера производственного обучения.

  5. Анализ выполненной работы.

Компоненты учебного элемента не являются жестко фиксированными и могут варьироваться в зависимости от вида производственного обучения.

Консультация начинается со вступительной беседы мастера производственного обучения, в которой он ориентирует студентов на рассмотрение вопросов данной темы и состоит из трех этапов:

1. На первом этапе студенты знакомятся с модулем темы. Мастер производственного обучения отвечает на вопросы, которые им неясны или нуждаются в уточнении. Далее студентам даются рекомендации, как работать с инструкционной картой, как составлять план и конспект изучаемого материала.

2. На втором этапе производится консультация групп. После формирования подгрупп каждый студент по очереди обращается к нескольким членам своей подгруппы с непонятными вопросами до тех пор, пока не получит на них ответ. И таким образом производится консультация по всем вопросам темы. Если какие-то вопросы остались без ответа, то они переносятся на третий этап.

3. Третий этап консультации проводится по принципу дискуссии: студентам поочередно предоставляется слово для изложения вопросов, на которые сразу отвечает кто-нибудь из других подгрупп. При необходимости задающий вопрос может потребовать дополнительных пояснений и уточнений, а отвечающий возразить тому, кому его ответ покажется не точным. Если никто из учащихся не смог дать правильного ответа, то его дает мастер производственного обучения.

Мастер производственного обучения выступает в роли ведущего, он организует консультацию и вмешивается в ее ход только тогда, когда ответ студента является не верным или ни кто не может на него ответить.

Консультация заканчивается заключительно беседой мастера производственного обучения и допуском к выполнению практического задания.

Рассмотрим модульный курс производственного обучения студентов по специальности «Сварочное дело».

Далее рассмотрим структуру модуля А по производственному обучению студентов первого курса по специальности «Сварочное дело», получающих начальное профессиональное образование.

Модульная система обучения имеет следующее преимущество:

а) возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);

б) создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения студентов, нужного контакта с мастером производственного обучения через индивидуальный подход;

в) создание условий более осознанно-мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;

г) уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи экзамена или зачетов.

10.02.2018 19:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП