СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что же такое «Развитие критического мышления через чтение и письмо»? Развитие критического мышления - это название программы, которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт- Петербург, Самара, Нижний Новгород и Новосибирск, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всем мире - в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.
Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Они сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями.
Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др.
Использование РКМ предполагает отказ от традиционных представлений об обучении.
Важна не только технологичность процесса, но и характер работы студентов и преподавателя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин - всё можно обсуждать или подвергать анализу.
В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны обучающегося.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).
Первая фаза – фаза Вызова (ликвидация чистого листа)
Обучающийся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной теме?». Возможна работа с вопросами по проблеме урока.
В этой фазе используются приемы: кластер, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, заполнение первой колонки.
Вторая фаза – Осмысления
На данной стадии обучающийся под руководством преподавателя, с помощью своих товарищей, ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
В данной фазе применяются приемы: чтение с остановками и пометками, работа в парах и в группах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки
Третья фаза – Рефлексия
Размышление, обобщение того, «что узнал» обучающийся на уроке по данной проблеме.
В этой фазе используются приемы: карта познания, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки.
Компетенции, формируемые с помощью технологии.
С помощью технологии критическое мышление формируются следующие учебно-познавательные и коммуникативные компетенции в области дисциплины «биология»:
К числу критериев, по которым оценивается деятельность участников в рамках реализации технологии развития критического мышления, относятся:
1) эффективность принимаемых участниками решений в ходе мозгового штурма на стадии вызова
2) активность участников на стадии осмысления
3) оригинальность, творческий подход к формулировке решения выхода из создавшейся проблемной ситуации
Значение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в образовательном процессе.
Список литературы:
© 2016, Заикина Людмила Николаевна 1219