СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же такое «Развитие критического мышления через чтение и письмо»? Развитие критического мышления - это название программы, которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт- Петербург, Самара, Нижний Новгород и Новосибирск, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всем мире - в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.

Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Они сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями.

Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др.

Использование РКМ предполагает отказ от традиционных представлений об обучении.

Важна не только технологичность процесса, но и характер работы студентов и преподавателя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин - всё можно обсуждать или подвергать анализу.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны обучающегося.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).

Первая фаза – фаза Вызова (ликвидация чистого листа)

Обучающийся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю по данной теме?». Возможна работа с вопросами по проблеме урока.

В этой фазе используются приемы: кластер, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, заполнение первой колонки.

Вторая фаза – Осмысления

На данной стадии обучающийся под руководством преподавателя, с помощью своих товарищей, ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.

В данной фазе применяются приемы: чтение с остановками и пометками, работа в парах и в группах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки

Третья фаза – Рефлексия

Размышление, обобщение того, «что узнал» обучающийся на уроке по данной проблеме.

В этой фазе используются приемы: карта познания, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки.

Компетенции, формируемые с помощью технологии.

С помощью технологии критическое мышление формируются следующие учебно-познавательные и коммуникативные компетенции в области дисциплины «биология»:

  • владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики
  • способность работать в коллективе и противостоять стрессовым и конфликтным ситуациям;
  • готовность к ответственному подходу в профессиональной деятельности;
  • способность профессионально использовать приобретенные знания общекультурного характера;
  • умение использовать различные методы познания;

К числу критериев, по которым оценивается деятельность участников в рамках реализации технологии развития критического мышления, относятся:

1) эффективность принимаемых участниками решений в ходе мозгового штурма на стадии вызова

  • решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики, культурологических, исторических, межкультурных особенностей контекста ситуации;
  • компетентность участников группы;
  • затраченное на поиск решения время;
  • трудоемкость;
  • предвидение последствий принимаемого решения;

2) активность участников на стадии осмысления

  • применение различных стратегий работы с текстом (видео-, аудио - файлами)
  • участие всех студентов в исследовательской деятельности

3) оригинальность, творческий подход к формулировке решения выхода из создавшейся проблемной ситуации

  • подготовка схем (кластеров) ответа
  • графическое оформление ответов

Значение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в образовательном процессе.

  • Формирует самостоятельное мышление
  • Вооружает методами и способами самостоятельной работы
  • Реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик»
  • Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса

Список литературы:

  1. Д. А. Иванов Технология КМ: «Вызов» //Директор школы -2013.-№4 с.59-64, №5 с.40-46
  2. С.И. Заир–бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  3. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Категория: Биология
20.05.2016 17:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП