СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие креативного мышления у учащихся на уроках физики
В настоящее время, когда темпы обновления научной информации сильно возросли, когда приходится совершенствовать свои знания, очевидно, что школа должна снабжать учащихся не только базовыми знаниями, но и привить умение самостоятельно их приобретать, ставить перед собой проблемную задачу, находить пути и методы её решения. С этим и связана актуальность вопроса развития креативных способностей школьников.
Ещё Н. В. Гоголь писал в своё время: «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить». А Альберт Эйнштейн сказал, что секрет креативности в умении прятать свои источники. И с ними трудно не согласиться и сегодня.
Учащимся нужно вселить в головы, что смотреть по телевизору, как креативят другие приятно, но в тысячи раз приятней творить самому. Ребёнок, обучаясь должен иметь возможность творить и фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся. И сегодня мы поговорим о том, каким образом можно этого достичь.
Слово «креативность» происходит от английских слов creat – создавать или creative – созидающий, творческий. По определению креативность – это творческие способности индивида, которые характеризуются готовностью создавать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных, а также способность решать проблемы или задачи оригинальным своим способом.
Нахождение новых, зачастую неожиданных, более эффективных методов решения каких-либо проблем требует непрерывного совершенствования творческих навыков.
И сегодня многие психологи, и педагоги утверждают, что креативность свойственна каждому, но её нужно умело развивать, т.е. создавать условия для её проявления. Ведь каждый ребёнок своеобразен и иной раз высказывает очень оригинальную точку зрения на то или иное явление, событие или понятие. Наша задача сегодня выделить те методы и приёмы, которые помогают ученику развивать креативное мышление, креативно раскрыть себя.
По мнению Абрахама Маслоу (выдающийся американский психолог, основатель гуманистической психологии), креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. И я считаю, что это определение мы должны взять сегодня на вооружение.
Элис Пол Торренс – американский психолог, исследователь природы творчества – выделяет такие показатели креативности:
Итак, если объединить ресурсы, т.е. широкие знания, опыт и доступ к необходимой информации, навыки творческого мышления, т.е. способность нестандартно мыслить и сочетать старые идеи в новых комбинациях и внутреннюю мотивацию, т.е. желание быть креативным, то получим креативность как способность составить уникальную синергичную комбинацию из отдельных идей.
Креативное мышление – это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Другими словами, это независимое мышление.
Впечатление и опыт – топливо для креативности;
независимое мышление – очистная установка;
подсознание – двигатель.
По Джеру Брунеру (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов) развитие креативного мышления происходит по трём направлениям:
Великие слова сказал Олвин Тоффлер (американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационные цивилизации»): «В XXI столетии неграмотными будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться». Сегодня они очень актуальны для современных школьников.
Вспомним слова А. Маслоу: «Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды». Наша задача сегодня, как учителей, не стать этой средой, а наоборот способствовать развитию креативных способностей. Какими же путями и методами можно это осуществить?
К сожалению, нынешняя реформа загоняет физику в глухой угол. Я, как и вы, уважаемые коллеги, на уроках чувствую себя птицей с подрезанными крыльями. Приходится изощряться, чтобы в скудные узкие временные рамки втиснуть богатое и широкое содержание теорминимума. Но просто необходимо каждому ученику дать это «ядро» знаний, а затем на базе него, применяя ряд методов и приёмов развивать креативность их суждений и мыслей. К этим методам я отношу:
А далее, применяя дифференциацию обучения, работаем с группой учащихся, которых можно отнести к творческим натурам. Им предлагаются задания для внеклассной работы. Здесь могут быть использованы метод проектов, различного рода исследовательские и творческие работы, участие в Интернет- олимпиадах, работа в МАН, участие в конкурсах.
Очень интересен мне самой и детям метод аналогий. Аналогии – это как духовная азбука, которую нужно усвоить обязательно вовремя. С помощью аналогий ученики убеждаются в том, что законы физики могут объяснить не только мир вокруг нас, но и мир внутри каждого из нас. В этом методе соединение разума с сердцем, явное отражение теории в жизни физической и духовной.
Разве может сочинить стих о том или ином физическом понятии ученик с неразвитым креативным мышлением? Предлагая ученикам сочинять в свободное от уроков время стихи, мы воспитываем в них людей творческих, т.е. креативных.
Известно, что учитель – это натура творческая, т.е. в той или иной степени мы креативны. И только тогда мы интересны детям.
© 2016, Метельская Ирина Владимировна 1909