СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
«Учитель, вдохнови меня на творчество»
Шалва Амонашвили
Развернувшееся в нашей стране олимпиадно- конкурсное движение дает школьникам возможность проверить и раскрыть свои интеллектуальные способности, повышают мотивацию к последующему успешному продолжению образования. Учителю приходится выбирать более эффективные формы и методики для развития индивидуальных творческих возможностей ученика, а родителей стимулирует к внимательному наблюдению за отношением ребёнка к учёбе.
Современная жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к стремительно меняющимся социальным условиям, коммуникабельного, компетентного, конкурентноспособного. Становится всё очевиднее, что именно способности являются объяснением личного успеха.
В июне 2014 года команда второклассников МАОУ «Лингвистическая гимназия «впервые поехала за успехами на Российский летний турнир «Юные интеллектуалы - юг». Мы довольны результатами: «Домашнее задание» - 1 место, танцевальный флешмоб-1 место, тест-рейтинговая творческая олимпиада(личный зачёт)- 2 и 3 места.
Философия турнира: «В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё – и это детям куда забавнее, через форточку» (высказывание итальянского писателя –сказочника Джанни Родари) заставила нас, взрослых задуматься в очередной раз над вопросом : «А как учить детей?»
Известен факт, что дедушка Владимира Ульянова (В.И.Ленина) в своём родовом имении в селе Кокушкино Казанской губернии под одним из окон дома поставил прочную скамейку, чтобы дети – внуки его- могли лазить в дом через окно без риска получить травму. Это ценный образец поощрения детского воображения. Удаётся ли это нам, родителям 21 века?
В ходе подготовки к турниру мы выяснили, что она способствует становлению личностной зрелости каждого ребёнка, снимает проблемы социальной инфантильности, дает возможность набираться опыта в общении со сверстниками, что очень важно, при этом индивидуальность каждого не только не подавляется, но наоборот, поощряется. Наблюдая за выполнением детьми тренировочных заданий, мы убедились в том, что они мало что умеют пока, хотя знают многое, а если и умеют, то делают на низком креативном уровне. Индивидуальные занятия меняли качество ответов. Дети постепенно смелее стали высказывать своё мнение, шутить, смеяться над своими ошибками и товарищей по команде.
На конкурс «Домашнее задание» команде предстояло творчески представить(инсценировать) свой вариант окончания сказки Джанни Родари» Сказка, у которой три конца» - «Волшебник Вклю-Чу». Мы, при активном участии мамы одного участника команды, придумали свою необыкновенную историю, которой ещё никогда не было вовсе под названием: «К счастью-друзья по несчастью». В нашей сказке герои детских волшебных сказок стали друзьями по несчастью: в современном информационном веке они, оказались забытыми как и Волшебник Вклю-Чу, не у дел, одинокими, невостребованными. Присоединилась к ним и обиженная буква Ё из русского алфавита. которую «половина людей не видит, а половина игнорирует», сапоги- скороходы, готовые бежать семимильными шагами на помощь,.На итальянский манер мы назвали Колобка –Колобьёччо, привидение превратилось в Пугаччо, а ковёр-самолёт – в Ковроллино. Сочиняя сказку, мы помнили, что в сюжете сказки главное- ход, неожиданный поворот событий, поэтому и объединили героев и отправили их в школу к детям где наши герои, смешавшись с обычными учителями незаметно могли учить детей фантазировать. увлекать в творческие миры. Образ каждого персонажа сказки мы примеряли и выписывали, учитывая речевые и артистические способности каждого исполнителя. Премьера сказки прошла успешно.
Философия тест-рейтинговой олимпиады: «Что надо сделать и как работать, чтобы стать сказочником?» поразила нас не меньше, чем философия всего интеллектуального состязания. «Учи как следует математику!» - восклицает Джанни Родари. Вначале дети недоуменно спрашивали: «Что общего между математикой и сказкой?» По мере накопления умений анализировать сказки дети стали видеть сходные элементы в математических и сказочных заданиях. Оказалось, что сказка –это упражнение в логике! Математика нужна сказке так же, как сказка математике! Увлечённо дети сочиняли сказку про Господина Высокого. Настоящим наглядным пособием для рассматривания и наблюдения стал брат одной из участниц команды, рост которого около двух метров. С его помощью дети измеряли всё, что можно и нельзя измерить. (Известно, что в основе любой науки лежит измерение). «Господин Высокий «стал в глазах детей олицетворять определённую единицу измерения пространства. Дети убедились, что «Высокий «видит дальше всех, но ему неудобно сидеть на детском стуле в классе, он быстрее сестры (её рост 136 см) «гигантскими шагами «измеряет длину коридора, зато сгибается пополам, входя в дверь кабинета, и ступни его ног свешивались с полки вагона в поезде, а пассажиры на них натыкались. Дети, осваивая математику, учились «понимать руками» и «понимать воображением». Придумывая историю о «Господине Высоком «Дети поняли, что его характер, приключения и злоключения, его судьба как героя, зависит от его личных качеств и способностей и заключена она в его имени «Высокий». Рассказывая о своём герое, дети обнаруживали и уточняли свои личные разнообразные связи с внешним миром. Через героев повествования сравнивали, анализировали классифицировали события и поступки персонажей, создавали возможные и исключали невозможные сочетания действующих лиц или предметов. Таким образом, ребенок- автор устанавливал в своей сказке логический порядок действий персонажей. Это главная мыслительная операция, которую он производил в своём воображении. Вот так мы обнаружили взаимосвязь между математикой и сочинением историй. А взрослые сказали, что по их мнению, решение математической задачи подсказывается «математическим «умом и сердцем одновременно. Одним из конкурсных заданий было сочинение лимерика. Лимерик - это узаконенная небылица, нонсенс, которая вызывает положительные эмоции, улыбку. С удовольствием дети сочиняли лимерики. Вот несколько примеров:
Математику ищем мы в сказке,
Пирожку мы приделали глазки,
Трёхголовый герой и бабуля с метлой.
Отгадайте все наши подсказки.
Всем известно, что в городе Сочи воробьята спортивные очень,
Они рано встают, на зарядку бегут. Изорвали все тапочки в клочья.
Благодарность организаторам турнира мы высказали тоже в форме лимерика:
Нам приснился сегодня Родари.
Мы за конкурс ему благодарны.
Для побед и чудес мы готовы хоть в лес,
В Антарктиду и дальние дали.
Успешно дети овладели техникой составления комикса. Неожиданно для себя мы сделали открытие: комикс- это запись, которую надо расшифровать! Только благодаря мыслительным усилиям можно восполнить пустоты между рисунками, додумывая логические связи между ними, узнать место действия, найти, распознать персонажей в различных ракурсах и ситуациях, «узнавать», «видеть «,голос героя по месту, откуда тянется ниточка к облачку и тогда приобретает смысл всё то, что содержится в комиксе. Характеры действующих лиц, которые не описаны словами, проявляются через поступки, вытекающие взаимоотношения и само действие представленное перед читателем скачкообразно. Упражнение в чтении комикса требовало от ребенка усиления внимания, совместной работы мысли и фантазии. Воображение становилось активнее, так как комикс заставляет ребенка анализировать, объединять, домысливать, сочетать, выдумывать и делать выводы.
Все подготовительные к конкурсу задания стали логичным продолжением уроков по развитию "письменно-речевой деятельности» (термин Валерии Ниорадзе). На орфографических и пунктуационных ошибках мы учились фантазировать… Исправляя ошибку, мы обыгрывали её, убеждались в том, что есть слова, которые помогают и которые не помогают договариваться, изобретать новые значения слов или символы. Таким объединяющим нас в команду символом стала эмблема нашей команды «Симбирята»: колобок и буква Ё.
Продуктивная организация общения детей, учителей и родителей в течение всей подготовки к турниру и непосредственное присутствие на нём родителей обеспечило успешное выступление детей. Счастливыми были родители детей, когда наблюдали за ними, смело танцующими на перронах вокзалов Волгограда, Инзы, Саратова. Танцевальный флеш-моб восхищал пассажиров, и дети слышали слова одобрения и похвалы за своё старание и умение. Эти танцы на перронах стали для детей своего рода «вхождением в действительную реальность не через дверь, а через форточку. Детям нравилось нравиться.
Организаторы турнира подарили ребятам праздник- яркое событие, с головоломными конкурсными заданиями, разнообразной культурной программой, спортивными играми на берегу Чёрного моря и торжественной церемонией награждения. Дети это заслужили.
Только вместе! Дети + родители +учитель= команда единомышленников, которая победит в любых состязаниях, вдохновляя себя на новое творчество. Итак, итог: турнир закончился - творчество продолжается.
© 2018, Пенькова Валентина Михайловна 570