СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание творческой личности. Статья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

«Учитель, вдохнови меня на творчество»

Шалва Амонашвили

Развернувшееся в нашей стране олимпиадно- конкурсное движение дает школьникам возможность проверить и раскрыть свои интеллектуальные способности, повышают мотивацию к последующему успешному продолжению образования. Учителю приходится выбирать более эффективные формы и методики для развития индивидуальных творческих возможностей ученика, а родителей стимулирует к внимательному наблюдению за отношением ребёнка к учёбе.

Современная жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к стремительно меняющимся социальным условиям, коммуникабельного, компетентного, конкурентноспособного. Становится всё очевиднее, что именно способности являются объяснением личного успеха.

В июне 2014 года команда второклассников МАОУ «Лингвистическая гимназия «впервые поехала за успехами на Российский летний турнир «Юные интеллектуалы - юг». Мы довольны результатами: «Домашнее задание» - 1 место, танцевальный флешмоб-1 место, тест-рейтинговая творческая олимпиада(личный зачёт)- 2 и 3 места.

Философия турнира: «В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё – и это детям куда забавнее, через форточку» (высказывание итальянского писателя –сказочника Джанни Родари) заставила нас, взрослых задуматься в очередной раз над вопросом : «А как учить детей?»

Известен факт, что дедушка Владимира Ульянова (В.И.Ленина) в своём родовом имении в селе Кокушкино Казанской губернии под одним из окон дома поставил прочную скамейку, чтобы дети – внуки его- могли лазить в дом через окно без риска получить травму. Это ценный образец поощрения детского воображения. Удаётся ли это нам, родителям 21 века?

В ходе подготовки к турниру мы выяснили, что она способствует становлению личностной зрелости каждого ребёнка, снимает проблемы социальной инфантильности, дает возможность набираться опыта в общении со сверстниками, что очень важно, при этом индивидуальность каждого не только не подавляется, но наоборот, поощряется. Наблюдая за выполнением детьми тренировочных заданий, мы убедились в том, что они мало что умеют пока, хотя знают многое, а если и умеют, то делают на низком креативном уровне. Индивидуальные занятия меняли качество ответов. Дети постепенно смелее стали высказывать своё мнение, шутить, смеяться над своими ошибками и товарищей по команде.

На конкурс «Домашнее задание» команде предстояло творчески представить(инсценировать) свой вариант окончания сказки Джанни Родари» Сказка, у которой три конца» - «Волшебник Вклю-Чу». Мы, при активном участии мамы одного участника команды, придумали свою необыкновенную историю, которой ещё никогда не было вовсе под названием: «К счастью-друзья по несчастью». В нашей сказке герои детских волшебных сказок стали друзьями по несчастью: в современном информационном веке они, оказались забытыми как и Волшебник Вклю-Чу, не у дел, одинокими, невостребованными. Присоединилась к ним и обиженная буква Ё из русского алфавита. которую «половина людей не видит, а половина игнорирует», сапоги- скороходы, готовые бежать семимильными шагами на помощь,.На итальянский манер мы назвали Колобка –Колобьёччо, привидение превратилось в Пугаччо, а ковёр-самолёт – в Ковроллино. Сочиняя сказку, мы помнили, что в сюжете сказки главное- ход, неожиданный поворот событий, поэтому и объединили героев и отправили их в школу к детям где наши герои, смешавшись с обычными учителями незаметно могли учить детей фантазировать. увлекать в творческие миры. Образ каждого персонажа сказки мы примеряли и выписывали, учитывая речевые и артистические способности каждого исполнителя. Премьера сказки прошла успешно.

Философия тест-рейтинговой олимпиады: «Что надо сделать и как работать, чтобы стать сказочником?» поразила нас не меньше, чем философия всего интеллектуального состязания. «Учи как следует математику!» - восклицает Джанни Родари. Вначале дети недоуменно спрашивали: «Что общего между математикой и сказкой?» По мере накопления умений анализировать сказки дети стали видеть сходные элементы в математических и сказочных заданиях. Оказалось, что сказка –это упражнение в логике! Математика нужна сказке так же, как сказка математике! Увлечённо дети сочиняли сказку про Господина Высокого. Настоящим наглядным пособием для рассматривания и наблюдения стал брат одной из участниц команды, рост которого около двух метров. С его помощью дети измеряли всё, что можно и нельзя измерить. (Известно, что в основе любой науки лежит измерение). «Господин Высокий «стал в глазах детей олицетворять определённую единицу измерения пространства. Дети убедились, что «Высокий «видит дальше всех, но ему неудобно сидеть на детском стуле в классе, он быстрее сестры (её рост 136 см) «гигантскими шагами «измеряет длину коридора, зато сгибается пополам, входя в дверь кабинета, и ступни его ног свешивались с полки вагона в поезде, а пассажиры на них натыкались. Дети, осваивая математику, учились «понимать руками» и «понимать воображением». Придумывая историю о «Господине Высоком «Дети поняли, что его характер, приключения и злоключения, его судьба как героя, зависит от его личных качеств и способностей и заключена она в его имени «Высокий». Рассказывая о своём герое, дети обнаруживали и уточняли свои личные разнообразные связи с внешним миром. Через героев повествования сравнивали, анализировали классифицировали события и поступки персонажей, создавали возможные и исключали невозможные сочетания действующих лиц или предметов. Таким образом, ребенок- автор устанавливал в своей сказке логический порядок действий персонажей. Это главная мыслительная операция, которую он производил в своём воображении. Вот так мы обнаружили взаимосвязь между математикой и сочинением историй. А взрослые сказали, что по их мнению, решение математической задачи подсказывается «математическим «умом и сердцем одновременно. Одним из конкурсных заданий было сочинение лимерика. Лимерик - это узаконенная небылица, нонсенс, которая вызывает положительные эмоции, улыбку. С удовольствием дети сочиняли лимерики. Вот несколько примеров:

Математику ищем мы в сказке,

Пирожку мы приделали глазки,

Трёхголовый герой и бабуля с метлой.

Отгадайте все наши подсказки.

Всем известно, что в городе Сочи воробьята спортивные очень,

Они рано встают, на зарядку бегут. Изорвали все тапочки в клочья.

Благодарность организаторам турнира мы высказали тоже в форме лимерика:

Нам приснился сегодня Родари.

Мы за конкурс ему благодарны.

Для побед и чудес мы готовы хоть в лес,

В Антарктиду и дальние дали.

Успешно дети овладели техникой составления комикса. Неожиданно для себя мы сделали открытие: комикс- это запись, которую надо расшифровать! Только благодаря мыслительным усилиям можно восполнить пустоты между рисунками, додумывая логические связи между ними, узнать место действия, найти, распознать персонажей в различных ракурсах и ситуациях, «узнавать», «видеть «,голос героя по месту, откуда тянется ниточка к облачку и тогда приобретает смысл всё то, что содержится в комиксе. Характеры действующих лиц, которые не описаны словами, проявляются через поступки, вытекающие взаимоотношения и само действие представленное перед читателем скачкообразно. Упражнение в чтении комикса требовало от ребенка усиления внимания, совместной работы мысли и фантазии. Воображение становилось активнее, так как комикс заставляет ребенка анализировать, объединять, домысливать, сочетать, выдумывать и делать выводы.

Все подготовительные к конкурсу задания стали логичным продолжением уроков по развитию "письменно-речевой деятельности» (термин Валерии Ниорадзе). На орфографических и пунктуационных ошибках мы учились фантазировать… Исправляя ошибку, мы обыгрывали её, убеждались в том, что есть слова, которые помогают и которые не помогают договариваться, изобретать новые значения слов или символы. Таким объединяющим нас в команду символом стала эмблема нашей команды «Симбирята»: колобок и буква Ё.

Продуктивная организация общения детей, учителей и родителей в течение всей подготовки к турниру и непосредственное присутствие на нём родителей обеспечило успешное выступление детей. Счастливыми были родители детей, когда наблюдали за ними, смело танцующими на перронах вокзалов Волгограда, Инзы, Саратова. Танцевальный флеш-моб восхищал пассажиров, и дети слышали слова одобрения и похвалы за своё старание и умение. Эти танцы на перронах стали для детей своего рода «вхождением в действительную реальность не через дверь, а через форточку. Детям нравилось нравиться.

Организаторы турнира подарили ребятам праздник- яркое событие, с головоломными конкурсными заданиями, разнообразной культурной программой, спортивными играми на берегу Чёрного моря и торжественной церемонией награждения. Дети это заслужили.

Только вместе! Дети + родители +учитель= команда единомышленников, которая победит в любых состязаниях, вдохновляя себя на новое творчество. Итак, итог: турнир закончился - творчество продолжается.

10.12.2018 15:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП