© 2017 646
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитайте фрагменты из статьи К. Пигарёва об использовании пословиц и поговорок в языке персонажей «Недоросля» (часть 1). Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу пословицы, поговорки, афоризмы, приведённые в части 2, чтобы получился доказательный текст (впишите на место пропусков соответствующие номера).
Ответьте на вопрос: «Какие ещё черты речи персонажей комедии помогают понять их характеры?»
Часть 1
В языке отрицательных персонажей комедии Фонвизину удалось во всей её жизненной неподдельности передать разговорную речь широчайших кругов поместного дворянства. Жизненности языка Простаковых и Скотининых способствуют употребляемые ими народные пословицы ____________________ и поговорки ____________________.
Персонажи «Недоросля» сами творят пословицы и поговорки, отталкиваясь от уже существующих. Так, например, в противовес изречению, рождённому народным опытом и основанному на уверенности, что «ученье – свет», Скотинин создаёт афоризм, продиктованный скотининским отношением к науке и гласящий, что ____________________. По своему построению близко к поговорке выражение, которое произносит Митрофан, когда после столкновения с дядей его уговаривают садиться за урок ____________________. Отголоски сказочных словесных штампов можно услышать в языке Простаковой ____________________ и Митрофана ____________________.
Фонвизин верен действительности, когда показывает, что разговорный язык средней помещичьей массы ближе к народной речи, чем к языку образованных представителей дворянства.
Языку положительных персонажей «Недоросля» свойственны логическая закруглённость и книжность фраз. Стародум любит вставлять в свои рассуждения чёткие, запоминающиеся афоризмы ____________________. Все эти афоризмы – не плоды народной мудрости, а результат личного житейского опыта Стародума. «Литературная» речь положительных персонажей «Недоросля» вообще бедна народными пословицами и поговорками.
Большой выразительностью отличается язык второстепенных персонажей пьесы. Язык Цыфиркина отражает мещанско-солдатское просторечие. Ему присуща балагурно-поговорочная манера выражения ____________________.
Часть 2
1) «Вякая вина виновата»;
2) «Дела не делай, от дела не бегай»;
3) «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка»;
4) «Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство»;
5) «Суженого конём не объедешь»;
6) «С великим просвещением можно быть мелкому скареду»;
7) «На своё счастье грех пенять»;
8) «Век живи – век учись»;
9) «Ученье – вздор»;
10) «Где гнев, тут и милость»;
11) «Дай мне сроку хотя на три дни»;
12) «Повинную голову меч не сечёт»;
13) «В большом свете водятся премелкие души»;
14) «Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»;
15) «Без вины виноват», «Без знатных дел знатное состояние ничто»;
16) «Собака лает, ветер носит»;
17) «Угнетать рабством себе подобных беззаконно»;
18) «Сон в руку»;
19) «Концы в воду»;
20) «Видали виды»;
21) «Белены объелся»;
22) «Поминай как звали»;
23) «С его кулаков да за часослов»;
24) «Весёлым пирком, да за свадебку»;
25) «Наличные деньги – не наличные достоинства»;
26) «Ему шабаш из-за доски, а меня ради в толчки».
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 7–8.
*
См.:
Карта сайта
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (1782). 9 класс
Д. И. Фонвизин. Текст № 1
© 2017 646