СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление слов на слоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются.

Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Слогоделение по теории Л. В. Щербы:

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ка-ша, мо-ло-ко.

2. Звук й не отрывается от предшествующей гласной. Пример: чай-ник, лай-нер.

3. Буквы ь и ъ не отрываются от предшествующей согласной. Пример: боль-шой, объ-езд.

4. Согласная не отделяется от следующей за ней гласной. Пример: те-ле-фон, кни-га.

5. Если в слове стоят 2 согласные подряд, то разделение слога проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, то деление слога идет по произношению (как удобнее произносить). Пример: праз - дник, солн-це.

А теперь разберем теорию Р. И. Аванесова.

Слогоделение по теории Р. И. Аванесова:

Деление на слоги не совпадает с делением слова на части (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слов для переноса.

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ба-та-ре-я, си-ла.

2. Слова делятся на слоги после каждой гласной (как правило). Согласный (или группа согласных) стоящий после гласного обычно отходит в следующий слог. Пример: дру-жба, и-зжить, о-ттечь.

3. Но! Если после гласного стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й, а за ними парная согласная, то эти буквы отходят к предыдущему слогу. Пример: горь-ка-я, сонь-ка, май-ка. Это так называемые сонорые звуки.

4. Но! Если эти сонорные парные (рр, нн, мм) или если их две непарных (мл, мн), то они отходят ко второму слогу. Пример: зе-мля, да-нный, ра-ссчи-та-нный.

5. У глаголов на –тся, -ться сочетание –тся, -ться отходят к следующему слогу. Пример жме-тся, ку-ё-тся.

6. Если после сонорного с мягким знаком нет парного согласного, значит сонорный отходит во второй слог. Пример: се-мья, И-лья, На-та-лья.

Прежде чем учить ребёнка делению на слоги, убедитесь, что вы сами делаете это правильно, дабы не вносить сумятицу в головы детей.

Слоги бывают:

- открытый (заканчивающиеся на гласный)

- закрытый (заканчивающиеся на согласный)

- прикрытый (начинается на согласный)

- неприкрытый (начинается на гласный)

Например, ОБЛОЖКА

О-БЛО-ЖКА

О – начальный, неприкрытый, открытый слог, 1 буква

БЛО – средний, прикрытый, открытый, 3 буквы ([б]не примыкает к предыдущему, т.к. не является сонорной)

ЖКА – конечный, прикрытый, открытый, 3 буквы.

Зачем уметь делить слово на слоги?

А, правда, зачем детям уметь делить слова на слоги? Чтобы просто утешить самолюбие учителя: «Я – молодец! Научила своих учеников делить слова на слоги!».

Я думаю, что для навыка деления слов на слоги есть более важное предназначение.

Сейчас читать статьи в газетах, журналах, интернете, слушать по телевизору выступления ведущих, политиков и др. без словаря иностранных слов просто бывает невозможно. Вначале стараюсь узнать значение услышанного или прочитанного незнакомого мне слова, а затем несколько раз прочитываю его по слогам, а затем так же по слогам проговариваю это слово, чтобы запомнить. Чтобы списать без ошибок незнакомое слово, тоже стоит списывать его по маленьким частям, по слогам.

Дети, которые только приступают к обучению грамоте, испытывают большие затруднения. Услышанное слово (пусть даже сначала самое простое) надо записать в тетрадь. Первое, надо услышать звук и вспомнить, какой буквой он обозначается. Второе, вспомнить, как пишется эта буква и как её соединить со следующей буквой. Третье, надо ещё записать красиво, чтобы не огорчить учителя и родителей.

Детям проще читать по слогам незнакомые большие слова. Поэтому к моменту начала обучения чтению дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Так же детям проще списывать и писать, диктовать себе по слогам, чем по буквам, слоги проще запоминаются, они легче воспринимаются как часть целого слова.

Деление на слоги - это один из этапов знакомства с тем, что слово линейно, что оно не одномоментно и не односоставно, что оно состоит из частей, вытягивается в линию звуков или букв. Это последовательность, а не одновременность.

Чтобы суметь правильно прочитать и написать слова, вот ради этого и стоит тренироваться в делении услышанных и увиденных слов на слоги.

И тут хорошо бы понимать такую вещь. Деление на слоги бывает разное. Оно бывает разное для разных целей. При произношении и при восприятии на слух мы делим слова на слоги совсем не так, как при чтении или письме. Кроме того, оно бывает разным для разных возрастов. Дети, которые только учатся писать и читать, делят слова на слоги иначе, чем те, которые уже понимают состав слова. Есть возрастное деление на слоги. Например, это норма, что малыши делят слова только на открытые слоги (с последним гласным (например ра-сход), и такое деление гораздо ближе к произносительному слогоделению, а ребята постарше разделят "рас-ход" - и это будет орфографическое деление на слоги, то есть направленное на письменную речь и на чтение записанного, в частности, тут видно, что деление на слоги начинает совпадать с делением слова по составу.

Принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части – связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных).

В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы создают места деления слогов (скандирование).

Так как слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха, то я придерживаюсь мнения - делить слово на слоги на начальном обучении грамоте, надо проговаривать с паузами, т.е. фонетическое деление на слоги.

Деление слова на слоги происходит по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчивается гласной. Например: ПО-ЧТА, МО-ШКА. Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н,й), звучит, которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: БУЛ-КА, ВАР-КА.

Мы пишем в слове «касса» две буквы «с». Это слово словарное, дети запоминают, как оно пишется. Но произносим ([каса]) только один звук [с] Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Отсюда следует, что Двойные согласные не разбиваются при выделении слогов и парой отходят к следующему слогу. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.

После того, как дети научатся писать под диктовку, списывать, можно приступать к орфографическому делению слова на части. А деление слова на части необходимо для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы(значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

В видео представлена подробные инструкции деления на слоги, которые мы используем на уроках.

https://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2F231310696_456239292.mp4

Категория: Русский язык
13.03.2023 14:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!