СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков звукового анализа слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков звукового анализа

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Это необходимо для:

Обучения чтению

Грамотному письму в школе

Изучения родного языка

Звуковой анализ – это:

Последовательное выделение отдельных звуков в слове;

Определение порядка звуков в слове;

Различение звуков по их качественным характеристикам

(гласный-согласный, твёрдый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Звуки мы слышим и произносим.

Звуки бывают:

Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Характеристика гласных:

А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:

а) - твёрдый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова.

Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые. Твердый звук обозначаем синим цветом.

- мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

Й, Ч, Щ - всегда мягкие. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым цветом.

б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутым колокольчи­ком.

звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.

Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

• слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

• слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

В этих случаях написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А: Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Практическая деятельность

Игры со звуками

«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

Лаю юла

Тест по теме: Фонетика

Планируемые предметные результаты:

• Единство звукового состава слова и его значения

• Последовательность звуков в слове

• Различение гласных и согласных звуков (качественная характеристика)

• Слоговой анализ слов

• Ударение и его роль в слове

Задание

1.Укажи слово, обозначающее ягоду:

А. малина

Б. Марина

В. Полина

2.Выбери слово, которое начинается на звук а:

А.облако

Б. очки В. остров

3.Выберите верное утверждение:

А. при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно

Б. при произнесении согласных звуков воздух проходит через рот свободно

В.согласные звуки поются

4. Выберите верное утверждение:

А. согласный звук образует слог

Б. сколько в слове гласных, столько и слогов

В. гласный звук не образует слог

5. Значение какого слова меняется в зависимости от того, на какой слог падает ударение:

А. магазин

Б. торты

В. стрелки

Ключи к заданиям:

1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-В.

Планируемые метапредметные результаты:

• Различать звучание и значение слова

• Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков

• Делить слова на слоги

• Определять место ударения в слове

• Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука

Задание

1. Укажи слово-перевертыш:

А. торт

Б. крот

В. топот

Г. порог

2. Какое слово лишнее:

А. танк

Б. тень

В. тыква

Г. тундра

3.Укажи слово, в котором шесть звуков:

А. сахар Б. тополь

В. яблоня

Г. ученик

4.В каком слове все согласные звуки твердые:

А. пакет

Б. повидло

В. варенье

Г. работа

5. В каком слове нет звонких согласных звуков: А. ворона Б. соловей

В. шкаф

Г. школа

6. Сколько гласных звуков а в слове корова:

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. 4

7.Какое слово заканчивается на гласный звук а:

А. окно

Б. лето

В. ведро

Г. пальто

8.Определи, в каких словах ударение падает на первый слог:

А. посуда

Б. волосы

В. лисица

Г. рояль

9.Укажите верный вариант деления слов на слоги: А. земл-я Б. за-йка В. яб-ло-ня Г. ти-гр.

10.Найдите трехсложные слова с ударением на втором слоге:

А. карнавал Б. малина В. ежевика

Г. виноград

Ключи к заданиям:

1- В, 2-Б, 3- Г, 4- Г, 5- В, 6- Б, 7-Б, 8-Б, 9-В, 10-Б.

Задания повышенной сложности:

1. В какой строчке все слова правильно разделены на слоги:

А. огу-рец, по-ми-дор, свек-ла

Б. а-на-нас, апель-син, аб-ри-кос

В. а-ист, гал-ка, чай-ка, во-ро-бей

Г. аку-ла, де-ль-фин, ка-са-тка

2.В какой строчке все согласные звуки в словах твердые:

А. дом, прут, пять, садик

Б. стол, цапля, жираф, астра

В. шалаш, пруд, трава, отдых

Г. рука, река, рыба, работа

Ключи к заданиям:

1- В, 2-В.

04.12.2016 15:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!