СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские общественные объединения. О самоуправлении в объединении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Детские общественные объединения (В.В. Круглов)

О самоуправлении в объединении

Другим сущностным критерием детского общественного объединения является наличие того или иного уровня самоуправления при организации данной деятельности. Самоуправление в деятельности детского общественного объединения - это инструмент, при помощи которого мы реализуем его воспитательный потенциал. Ведь самоуправление - это передача ребятам в руки части полномочий по организации деятельности, по управлению коллективом. Конечно, делать это надо аккуратно и постепенно, по мере того как сами ребята овладевают необходимыми для этого организаторскими навыками. Если поторопиться и сразу дать им возможность принимать решения, не обременяя их при этом ответственностью за эти решения и не дав ощутить на себе результаты этих решений - итог будет плачевный.

Чтобы самоуправление работало так как надо, работа детского общественного объединения должна опираться на ряд принципов. А именно:

  1. Выборность. Все должности и органы самоуправления должны избираться общим голосованием, с учетом мнения каждого участника коллектива. Дети должны понимать, что на более высокие должности может претендовать ребенок с достаточным опытом работы, должным уровнем ответственности, серьезности и компетентности. Но как быть, если дети выбирают не по этим критерием, а по своему личному отношению к кандидатам? В этом случае должен помочь педагог: направить детей к мысли, что выбирать человека нужно за его дела, а не за то, что с ним приятно проводить время. Стоит помнить, что наличие органов самоуправления в детском общественном объединении возможно в той мере и в том объеме, в котором есть дети, готовые по своим личностным качествам в этих органах работать. Для того, чтобы самоуправление было реальным и работающим, у ребят должны быть не только реальные полномочия, но и навык эти полномочия реализовывать. Проще говоря, очень важно вести обучение ребят организаторским навыкам. Выбор ребенка на ту или иную должность в рамках деятельности возможен тогда, когда у ребенка либо уже есть навыки, необходимые для этой должности, либо когда приобретение навыков находится в зоне его ближайшего развития. При ином раскладе слишком велик риск «ситуации неуспеха» для ребенка.
  2. Равноправие. Чтобы каждому ребенку было комфортно в коллективе, и он чувствовал сопричастность к нему, он должен иметь право голоса по вопросам, связанным с коллективом и его деятельностью. Принятие того или иного решения должно зависеть от мнения всех детей в равной степени. Безусловно, возможны ситуации дифференцирования причастности к принятию решения в зависимости от опыта работы. Так, в ряде объединений существуют статусы «кандидатов», «действующих членов объединения» и иные ступени роста. И голосование по тем или иным вопросам (не возможность высказать мнение, которая она есть у всех, а именно возможность проголосовать) доступно лишь определенным категориям. Такая ситуация возможна, но она должна быть регламентирована заранее.
  3. Преемственность. Хорошее детское общественное объединение существует не один год. Некоторые существующие сегодня в российской системе образования детские общественные объединения насчитывают в своей истории десятки лет. Но даже если ваше объединение не является таким долгожителем, то все равно, спустя минимум три года начнется процесс смены поколений. Важно делать так, чтобы накопленный опыт, отлаженная деятельность не исчезали с уходом выпускников. Для этого стоит периодически проводить ротацию ребят на тех или иных ролях и позициях в объединении, не забывая об обучении младших ребят старшими.
  4. Коллегиальность. Согласно этому принципу, все решения в коллективе должны приниматься совместно, путем голосования или обсуждения на общем сборе. Если после голосования отсутствует общее решение, то надо искать компромисс, чтобы учитывать интересы всех.
  5. Критика и самокритика. Важно, чтобы каждый ребенок имел право высказывать замечания по какому-либо поводу, и чтобы ему самому тоже указывали на его собственные минусы. Но очень важно это делать так, чтобы не задеть друг друга, чтобы конструктивная критика не переходила в личные оскорбления. Принцип здесь такой: «Мы критикуем работу и недоработки, а не самого человека, указываем на недостатки и даем рекомендации, как их исправить».
  6. Свобода слова. Ребенок должен быть услышанным и понятым. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок боялся выражать свои мысли. Если это происходит - работайте над созданием такой атмосферы в коллективе, чтобы каждый член коллектива мог свободно высказать свою мысль и не бояться быть осмеянным или непонятым. Абсолютно необходимым для существования здорового детского объединения является ситуация, когда каждый может свободно и не боясь высказать свое мнение по поводу любого дела, события или поступка.
  7. Отчетность. У каждого действия должен быть результат. Следить за достижением результата помогает отчетность. Каждому поручению или делу для ребенка нужен дедлайн (срок, к которому оно должно быть завершено), после которого ребенок отчитывается о проделанной работе.
  8. Сочетание коллективных и личных интересов детей. Любое дело в детском общественном объединении не должно находиться выше личных потребностей ребенка или в противоречии с его интересами, и наоборот. Довольно часто ребята приходят в объединение и, увлекаясь его интересной деятельностью, полностью погружаются в работу, зачастую забывая о своих домашних обязанностях (что не может не вызывать негодования родителей) или необходимости выполнять учебные домашние задания (что также вызывает справедливые упреки учителей). В этой связи руководители детского объединения должны контролировать и регулировать меру участия ребенка в деятельности объединения и стараться помогать ему выстраивать график жизни таким образом, чтобы работа в объединении не вступала в противоречие с остальными сферами его жизни. Вторая крайность - равнодушие, когда дети руководствуются только личными интересами, делают только то, что им интересно и когда они хотят. Поэтому важно совмещать интересы коллектива и интересы самого ребенка, т.е. находить золотую середину, чтобы и поручение выполнялось без задержки, и сам ребенок не страдал.
  9. Распределение полномочий. Высшим органом самоуправления в детском общественном объединении является сбор коллектива, а чуть ниже него - совет, который избирается общим сбором.

На общем сборе обсуждаются все вопросы жизни коллектива, проблемы, возникающие в организации. На сборе выносятся конкретные решения, направленные на положительные преобразования в объединении. Также на сборе формируются и другие органы самоуправления: совет дела, творческий актив и т.д. Общий сбор анализирует проведенную работу, утверждает направления деятельности и планирует реализацию совместных дел. Чтобы сбор проходил в рабочей обстановке, необходимо научить детей правильно себя вести, определяя порядок и правила проведения сбора. То есть, ребята должны коллективно вырабатывать решения, участвовать в обсуждении, слушать своих товарищей, высказываться, предлагать идеи. Важная роль в этом деле принадлежит педагогу, который должен занять очень гибкую позицию и вмешиваться в ход проведения сбора только тогда, когда это требуется. Педагог выступает в качестве консультанта, советчика, направляя деятельность органов самоуправления.

Совет же - исполнительный орган, который наделяется полномочиями руководить процессами между сборами и воплощать в жизнь те решения, которые общим сбором были приняты. Так, в случае, если общий сбор принимает решение о проведении того или иного общего дела, то совет в свою очередь распределяет поручения, которые требуется выполнить для проведения этого дела, контролирует их выполнение, а в момент проведения дела выступает в роли координатора процесса. Нередко совет наделяется еще и правом принимать какие-то решения, например, о присвоении тех или иных наград, званий, ступеней роста или о наложении взысканий.

09.08.2021 06:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!