СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Диагностические задания
Что оценивается |
Дидактические упражнения, игры, задания, ситуации |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
---|---|---|---|
Умение выбирать предметы по их свойствам (по од-ному, двум, трем). Умение оценивать действия по результату |
Дидактическая игра «Возьми то, не знаю что!». Материал: картинка с изображением тарелок, яблок и ладошек; вырезанные силуэты 3 больших и 3 маленьких круглых и овальных яблок красного, желтого, зеленого цветов |
Ребенок рассматривает изображение на картинке: 3 больших и 3 маленьких яблока красного, желтого, зеленого цветов, круглой и овальной формы; ладошки – стрелки с обозначением свойства (Р – размер, ЦР – цвет и размер, ФР – форма и размер, ЦФР – цвет, форма и размер, ФЦ – форма и цвет), 6 тарелок). Инструкция. На столе много яблок (у ребенка силуэты яблок). Рассмотри их. Представь себе, что ты выбираешь для себя яблоко. Выбери его по правилу, в этом тебе поможет указатель-ладошка. Вопрос: Объясни, как ты выбирал яблоко |
1 балл – ребенок нарушает правила выбора предметов, иногда заменяет учебную задачу бытовой; действия выполняет последовательно, допускает ошибки при выборе предмета по свойствам; конечный результат оценивает неохотно, сбиваясь. 2 балла – ребенок осуществляет выбор предметов по заданному правилу, допускает ошибки при назывании оснований выбора предмета; называет последовательность действий, исправляя при этом ранее допущенные ошибки; конечный результат оценивает словами «да» или «нет», не доказывая свою правоту. 3 балла – ребенок осуществляет выбор по заданному правилу; в ходе пояснения выполняемых действий называет основание выбора (цвет и форма, размер, цвет и форма), сущность изменений; поясняет выбор предметов, называет основания выбора (размер и форма, форма, цвет и размер) |
Умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого |
Задание «Разложи правильно». Материал: блоки Дьенеша, обруч красного цвета |
На полу лежит обруч. Ребенку предлагается положить внутрь обруча все красные блоки, а вне обруча – все остальные. – Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные.) – Какие блоки оказались вне обруча? (Блоки не красного цвета.) Верен именно такой ответ, так как важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки, а блоков другого цвета там нет. Свойства блоков вне обруча определяются через свойства тех, которые лежат внутри |
1 балл – ребенок не умеет обобщать предметы по заданным свойствам. 2 балла – затрудняется в определении наличия и отсутствия свойства. 3 балла – самостоятельно выделяет основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства |
Представление о фигурах (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, шестиугольник), их видах |
Дидактическая игра «Комод с секретом». Материал: картинка с изображением комода |
Ребенок рассматривает изображения на картинке: комод с кодовыми замками-символами на 4 ящиках, на верхней части которого помещены кнопки-замки в виде фигур, а на ящиках – элементы букв (названия этих фигур). Инструкция. Рассмотри рисунок. Ящики в этом комоде с секретом. Для того чтобы открыть их, надо узнать название каждой кнопки кодового замка. Назови их. Вопросы: – Нажми на одну из кнопок, и один из ящиков откроется. Какой ящик? – Все ли ящики ты открыл? – Какой из ящиков сложнее всего было открыть? |
1 балл – ребенок воссоздает 1–2 буквы, использует практические действия с целью воссоздания буквы (обводит пальцем); как правило, ребенок сначала называет фигуру, а затем дорисовывает букву. 2 балла – ребенок воссоздает 2–3 буквы и открывает часть ящиков; называя фигуры, не классифицирует их; каждую фигуру отыскивает путем последовательного перебора всего ряда. 3 балла – ребенок узнает все фигуры; воссоздает все буквы и свободно открывает все ящики; устанавливает связи, объясняет; устанавливает, что две кнопки (ромб и шестиугольник) открывают два ящика, объясняет это |
Знание цифр. Умение определять место числа среди других чисел ряда |
Задание «Разложи по порядку». Материал: набор карточек с изображением цифр |
Ребенку предлагается: • разложить цифры по порядку от 1 до 20; • назвать цифры, которые ему продемонстрируют (19, 13, 12, 16); • назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 8 и 10; 11 и 13; 16 и 18 |
1 балл – ребенок ошибается при раскладывании цифр по порядку; ошибается при определении места числа среди других чисел. 2 балла – с помощью небольшой помощи педагога выполняет задания. 3 балла – быстро и правильно раскладывает цифры; самостоятельно определяет место числа среди других чисел |
Умение находить закономерности, логически мыслить, рассуждать |
Задание «Найди недостающую фигуру». Материал: набор логических таблиц |
Ребенку предлагается: • рассмотреть логические таблицы и найти недостающие фигуры; • поразмышлять о своих действиях вслух |
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении задания, не понимает поставленной задачи. 2 балла – с помощью разъяснения педагога старается выполнить задание. 3 балла – проявляет большой интерес к заданию на логику, самостоятельно справляется с заданием |
Умение соотносить количество предметов с цифрой |
Задание «Отсчитай и найди нужную цифру». Материал: «Математический набор» |
Ребенку предлагается отсчитать 12 кружков (18; 7; 11) и обозначить заданное количество цифрами |
1 балл – ребенок затрудняется в соотнесении количества предметов с цифрой. 2 балла – выполняет задание с помощью педагога. 3 балла – четко и быстро выполняет задание |
Умение решать задачи на сложение и вычитание |
Задание «Придумай и реши задачу». Материал: «Математический набор» |
Ребенку предлагается: • придумать задачу, записать ее с помощью цифр и знаков; • после выполнения рассказать задачу и объяснить, как он ее решал |
1 балл – ребенок не может выполнить задания на придумывание задачи; с помощью взрослого решает заданную задачу. 2 балла – с помощью взрослого придумывает задачу; старается самостоятельно ее решить. 3 балла – легко справляется со всеми частями задания |
Низкий уровень: 0–7 баллов.
Средний уровень: 8–14 баллов.
Высокий уровень: 15–21 балл.
Примечание.
Низкий уровень. Ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие / отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Средний уровень. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Результаты деятельности носят в основном воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий уровень. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.
© 2016, Сабитова Лилия Геннадьевна 612