СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика

Конечно, дети приходят в лицей с разным уровнем знаний, степенью обученности, своими желаниями и возможностями. Как подготовить их к работе в команде, узнать их индивидуальные особенности, склонности, интересы, то чего они ждут от учителя и то, что они сами могут предложить, чтобы стать успешными в своей деятельности, дойти до цели, ради которой они и пришли в лицей?

Первое, что делаю на диагностическом этапе -провожу заочное изучение учащихся: сравниваю и анализирую результаты вступительных испытаний и годовую оценку по своему предмету. Обращаю внимание на учащихся, получивших высокие баллы на экзамене, так как считаю это очень важным. Экзамен затрагивает вопросы из разных разделов биологии, проверяет не только уровень знаний,но и умение сравнивать, анализировать, принимать ответственные решения, обобщать информацию, правильно распределять время на задания и справляться со стрессом, что немаловажно, особенно если такой учащийся планирует участвовать в олимпиадах.

Детей с высоким балом, участников олимпиад записываю в отдельную группу, чтобы потом подтвердить или опровергнуть для себя свои надежды и ожидания. Не оставляю без внимания и учащихся, у которых есть большие расхождения между оценкой за год и экзаменационной, также выписываю их для себя в группу 2. Наверное, их придется дотягивать до нужного в профильных классах уровня с помощью индивидуальных и групповых занятий, а также составить с ними личного плана самоподготовки.

Когда дети приходят ко мне на первый урок, мне хочется о них как можно больше узнать, расположить их к себе, разговорить и раскрепостить.

Помимо диалога, в котором дети не всегда могут сразу раскрыться из-за неуверенности или неадаптированности к новой среде, всегда даю им

простенькую анкету, которую я сама когда то и составила. После занятий обобщаю и анализирую ее для себя, выписываю: а/ тех, кто хочет участвовать в олимпиадном движении; б/ кто увлекается творчеством и кто сможет стать участником всевозможных конкурсов; в/ детей, кто возможно хочет или уже занимался исследованием, хотя чаще всего они выявляются в процессе работы гораздо позже.

На втором уроке или через неделю, когда учащиеся уже немного раззнакомились друг с другом, делаю входной контроль, в котором уже

второй раз после экзамена проверяю их уровень знаний по предмету,

выделяю «биологически» перспективных, сравниваю с результатами первой диагностики, смотрю совпадения и тех, кого еще будет нужно дополнительно исследовать и изучать.

Индивидуальные собеседования помогают мне максимально близко расположить ребенка к себе, узнать его желания, страхи, только ему присущие, особенности характера. Иногда такие беседы полностью меняют представление об этом учащемся. Приходя на урок, ты смотришь на него уже совершенно другими глазами, работая с ним, используешь совершенно другие подходы.

Большую помощь в диагностике с учащимися, поступившим в лицей, безусловно, оказывает тесное сотрудничество с воспитателем. Именно от него я узнаю те подробности,которые не выяснила для себя. Особенно полезны советы классного руководителя о состоянии здоровья и семье поступивших учащихся, материальном достатке, наличии свободного времени и места в доме для полноценной подготовки к занятиям.Это тоже внесет свои коррективы в план работы с учащимися. Каждый год у меня бывают дети, которые вечерами работают в моем кабинете, готовятся к олимпиадам, исследованиям, делают уроки,так как дома у них нет возможностей, условий, слишком много раздражителей и разного рода препятствий. Иногда материальные трудности не дают учащимся приобрести необходимую литературу,заниматься самоподготовкой и самообразованием.

Работа на уроке также помогает мне разделить детей на условно-невидимые для них группы.

Я смотрю, как дети отвечают, особенно люблю проблемные вопросы и вопросы с затруднениями.

Диагностирую для себя как они выполняют домашние задания: переписывают учебник или используют, как и на уроках структурные схемы, опорные символы и сигналы. Наблюдаю, как учащийся может организовать свою работу на уроке и работу с другими учащимися.

К сожалению, этому обучены лишь единицы, большая часть уверенно считает, что на хорошем уроке нужно в основном сидеть слушать и записывать, обижаются, если учитель делает это не так.

Моя задача сломать эти стереотипы, привести детей к умению обобщать большие объёмы получаемой информацию в краткий опорный конспект, к умению задавать вопросы и не бояться на них отвечать, к умению отстаивать свою точку зрения и максимально эффективно работать в группе для достижения результата.

Актуальность.

В непрерывно развивающемся белорусском государстве в последнее время стали очень востребованы предприимчивые, образованные, инициативные молодые специалисты, которые сами способны принимать ответственные решения, внедрять их в практику своей работы и получать реально-ощутимый для общества результат. Такими качествами может и должен обладать конкурентоспособный и уверенный в себе человек, которого должна выпускать современная школа, применяя практико-ориентированные способы, приемы и методы обучения.

Особую актуальность приобретает опыт моей работы, в связи с введением в последние несколько лет новой программы по биологии ориентированной на отработку практических умений и навыков учащихся посредством выполнения лабораторных и демонстрационных опытов, проведения большого количества экспериментов на лабораторных и практических работах.

К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению биологии как предмета. А ведь биология, на мой взгляд, — сложнейшая из изучаемых учащимися в школьном курсе дисциплин как по объему запоминаемого материала, так и по невероятному количеству терминов и понятий, и потому, что каждый урок – это новая тема. Но не постигнув эту науку, науку о жизни, которую необходимо видеть и даже осязать, будет сложно строить свои отношения с другими людьми, слышать язык своего тела, правильно питаться, воспитывать детей, бережно и трепетно относиться к своей природе.

Не секрет, что школьный курс биологии носит комплексный характер и включает элементы различных естественных наук. Он базируется на понятиях, представляющих собой результат обобщения многочисленных фактов окружающей действительности на основе биологических законов и теорий. В своей практике я стараюсь учебный материал преподносить так, чтобы, с одной стороны, обеспечить научность изложения, а с другой – избежать перегрузки учащихся, чтобы лицеисты не потеряли интерес к курсу биологии из-за сложности материала. Поэтому в своей работе как учителя старших классов я использую практико-ориентированные задания, помогающие учащемуся не только систематизировать, обобщить или проверить изученный материал, но и напрямую связать полученные знания с жизненным опытом и даже применять их на практике при решении посильных задач,например для диагностики симптомов распространенных заболеваний, оказании первой доврачебной помощи, рациональном потреблении природных ресурсов.

На практику формирования моего опыта повлияли следующие условия и противоречия в профессиональной и педагогической деятельности:

-большой объем теоретического материала, необходимый для запоминания из урока в урок;

-не повторяемость материала урока, ведь каждый урок – это своя уникальная и зачастую очень сложная тема;

-введение новых тем в программу 10 класса в 2020-2021 году;

-работа в новом проекте по интеграции в 10 профильном классе с введением дополнительного часа в 2020-2021 году;

-сложность восприятия материала в 10 классе по старой программе;

- не перекликаемость «химических тем биологии» с программой по химии;

-разный уровень подготовки учащихся, поступивших в лицей;

-отсутствие разработок отдельных практических и лабораторных работ по новой программе в профильных классах и их дифференциация на варианты;

-ориентированность учащихся профильных классов на качественную подготовку к ЦТ;

-повышающийся из года в год проходной балл по биологии в медицинские ВУЗы;

-большая загруженность учащихся выпускных классов, в том числе и на подготовку к экзаменам, среди которых уже нет того предмета, который им нужно сдавать.

Работая по данной теме в течение нескольких лет ,я увидела, что большинство учащихся с трудом запоминают большие объемы теоретического материала, что им зачастую не хватает практико-ориентированных заданий, сжатых схем, опорных таблиц и структурных конспектов, что гораздо эффективнее, если запоминание материала урока и больших разделов строиться на личном опыте учащихся и полученных ранее знаниях, а при выполнении практических и лабораторных работ они будут моделировать ситуацию, связанную с практическим опытом приобретенным в жизни.

Продолжительность работы по данной теме опыта составляет четыре года. Основные этапы работы следующие:

Категория: Биология
25.05.2023 14:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!