СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра «Пантомима»

Тема «Режим дня школьника» I класс

Учитель просит с помощью мимики, жестов, движе­ний показать режим дня, которого будут придерживать­ся ученики после сегодняшнего урока.

Игра в слова

Тема «Изменения в жизни домашних животных

осенью. Труд людей осенью»

I класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:

  • барсук;
  • кролик;
  • живут в лесу;
  • о них заботится человек;
  • петух;
  • лось;
  • питаются мелкими животными;
  • приносят пользу человеку;
  • живут в поле;
  • живут в построенных домиках;
  • не выгоняют осенью на пастбище.

Тема «Лес — дом для животных» III класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:

рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, ма­ленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, ко­роткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, непо­воротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, оби­татель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мыш­кует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторож­ный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каж­дого слова:

санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые ро­дители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «док­тор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темно­те, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.

Игра «Лото»

Тема «Лес — дом для животных» III класс

Учитель (ученик) выбирает карточку из 8 разложен­ных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фиш­кой с номером, соответствующим описанию, закрыва­ют правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро отгадает птиц.

Если педагог желает проверить работу каждого уче­ника, то дети могут в таблице рядом с названием соот­ветствующей птицы поставить номер описания.

  1. Какая птица охотится ночью? (Сова.)
  2. У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест.)
  3. Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе, его сложно заметить.)
  4. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
  5. Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек.)
  6. Какая птичка может передвигаться по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
  7. Какая птица ночует в снегу? (Тетерев.)
  8. Какую птицу называют и «кошкой», и «флейтис­том»? (Иволга.)

Сова

Поползень

Клёст

Королёк

Тетерев

Иволга

Дятел

Кукушка

Варианты ответов:

1

6

2

5

7

8

3

4

Игра «Четыре угла»

В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в со­ответствии с цветами). Дети выбирают ответ на воп­рос (соглашаются или не соглашаются с предложен­ным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяс­нить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные ва­рианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.

Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.

Игра «Снежный ком»

Тема «Растения и животные болот» III класс

Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных бо­лот: первый ребенок говорит одно слово, второй — на­зывает первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.

Например:

«камыш»;

«камыш — росянка»;

«камыш — росянка — клюква»;

«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;

«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;

«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.

• Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред­ложение, второй — повторяет предыдущее предложе­ние и озвучивает свое и т.д.

Например:

«Серый журавль — украшение белорусских болот»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» и т.д.

Игра «Домино»

Наше домино отличается от обычного тем, что на костях помечены не очки, а слова, предложения. В ходе игры проверяются и корректируются знания учащихся по определенной теме. Проверка производится в паре или группе. Все слова и толкования размещены на 28 карточках. Каждое слово встречается 8 раз, в раз­ных сочетаниях с другими словами, толкованиями или повторяясь дважды на одной карточке. Чтобы легче было составить карточки, учитель может первоначаль­но одно и то же понятие писать одним цветом. Детям для игры предлагают карточки одного цвета.

Начинает игру тот, у кого есть красная карточка. Он кладет ее на стол. Следующий игрок должен приложить к выложенной карточке свою, уточняющую это понятие, или карточку с этим понятием.

Так, например, если первый положил:

Исток

Исток

то следующий может положить карточку, на которой есть слово «исток» либо дается толкование: «Начало реки», «Место рождения реки»:

Исток

Место

рождения

реки

Выход подземных вод на поверхность

земли

Исток

Следующий может положить карточку справа, на которой есть слово «родник», «источ­ник», «ключ», а слева — со словом «исток», толкованием «начало реки». Класть карточки можно слева, справа, вверху и внизу. У кого нет нужного слова либо тол­кования, пропускает очередь. Выигрывает тот, кто пер­вый выложит все карточки. Может случиться, что ни у кого нет нужного слова, тогда выигравшим считается тот, у кого на руках осталось меньшее количество карточек.

Игра «Четвёртый лишний»

В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.

  • лиса, медведь, заяц, дятел;
  • сорока, белка, клест, синица;
  • волк, еж, конь, лиса;
  • заяц, кот, кролик, собака;
  • бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
  • лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);
  • медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).

ЗАГАДКИ

Тема «Воздух и его охрана. Значение воздуха для здоровья человека»

II класс

Отгадайте явления природы.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(Ветер.)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

(Вихрь.)

Что за чудо-красота:

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

(Радуга.

Тема «Водные богатства нашей страны»

III класс

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу

Я ее сын родной,

Я родился весной.

(Ручей.)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Кругом вода,

Ас питьем беда.

Кто знает,

Где это бывает?

(В море.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог,

Он нас летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

(Родник.)

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна —

И горька, и солона.

(Море.)

Глядятся в небо молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляют прически.

И месяц, и звезды — в нем все отражаются.

Как это зеркало называется?

(Пруд.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий — в море.

(Река.)

Вечером родится,

Ночь живет,

Утром умирает.

(Роса.)

Игра «Группировка предметов»

Предметы могут группироваться по разным призна­кам: животные — по строению, по образу жизни, по спо­собу питания; растения — по строению, по цели ис­пользования человеком и др. Нельзя группировать од­новременно по двум признакам. Хочется предостеречь педагогов от часто встреча­ющейся неправильной группировки предметов. Можно встретить такое неправильное деление: деревья, кус­тарники и цветы; плоды и овощи; ягоды и плоды; цветы весенние и полевые; животные и птицы; птицы насеко­моядные, перелетные и певчие и др.

Наборы карточек, которые предлагаются учащим­ся, перемешиваются. Задание дети выполняют в груп­пах или парах.

Животные

Задание — распределить на группы: млекопитаю­щие, птицы, насекомые, рыбы.

Набор 1: корова, собака, лошадь, овца, коза, ба­ран, олень, осел, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, мед­ведь, кот.

Набор 2: орел, воробей, соловей, сова, чайка, воро­на, сорока, снегирь, голубь, петух, чиж, стриж, попугай, грач, жаворонок, ястреб, скворец, журавль.

Набор 3: комар, стрекоза, бабочка, пчела, шмель, муравей, кузнечик, капустница, крапивница, лимонница, репейница, муха, божья коровка, жуки, мотылек, мошка.

Набор 4: окунь, щука, сом, судак, карась, плотва, лещ, акула, ерш, килька, пескарь, треска.

Растения

Задание — распределить на группы: деревья, кус­тарники, травы.

Набор 1: береза, дуб, сосна, ель, ясень, осина, пих­та, тополь, клен, яблоня, липа, каштан.

Набор 2: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, крыжовник, сирень, калина.

Набор 3: щавель, клевер, василек, фиалка, неза­будка, одуванчик, подснежник, ландыш, подорожник, ромашка, колокольчик, гвоздика, папоротник.

10.12.2019 23:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!