СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра «Пантомима»
Тема «Режим дня школьника» I класс
Учитель просит с помощью мимики, жестов, движений показать режим дня, которого будут придерживаться ученики после сегодняшнего урока.
Игра в слова
Тема «Изменения в жизни домашних животных
осенью. Труд людей осенью»
I класс
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:
Тема «Лес — дом для животных» III класс
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:
рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, короткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, неповоротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, обитатель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мышкует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторожный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каждого слова:
санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые родители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «доктор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темноте, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.
Игра «Лото»
Тема «Лес — дом для животных» III класс
Учитель (ученик) выбирает карточку из 8 разложенных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фишкой с номером, соответствующим описанию, закрывают правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро отгадает птиц.
Если педагог желает проверить работу каждого ученика, то дети могут в таблице рядом с названием соответствующей птицы поставить номер описания.
Сова |
Поползень |
Клёст |
Королёк |
Тетерев |
Иволга |
Дятел |
Кукушка |
Варианты ответов:
1 |
6 |
2 |
5 |
7 |
8 |
3 |
4 |
Игра «Четыре угла»
В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в соответствии с цветами). Дети выбирают ответ на вопрос (соглашаются или не соглашаются с предложенным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяснить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные варианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.
Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.
Игра «Снежный ком»
Тема «Растения и животные болот» III класс
Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных болот: первый ребенок говорит одно слово, второй — называет первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.
Например:
«камыш»;
«камыш — росянка»;
«камыш — росянка — клюква»;
«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;
«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;
«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.
• Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое предложение, второй — повторяет предыдущее предложение и озвучивает свое и т.д.
Например:
«Серый журавль — украшение белорусских болот»;
«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;
«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» и т.д.
Игра «Домино»
Наше домино отличается от обычного тем, что на костях помечены не очки, а слова, предложения. В ходе игры проверяются и корректируются знания учащихся по определенной теме. Проверка производится в паре или группе. Все слова и толкования размещены на 28 карточках. Каждое слово встречается 8 раз, в разных сочетаниях с другими словами, толкованиями или повторяясь дважды на одной карточке. Чтобы легче было составить карточки, учитель может первоначально одно и то же понятие писать одним цветом. Детям для игры предлагают карточки одного цвета.
Начинает игру тот, у кого есть красная карточка. Он кладет ее на стол. Следующий игрок должен приложить к выложенной карточке свою, уточняющую это понятие, или карточку с этим понятием.
Так, например, если первый положил:
Исток
Исток
то следующий может положить карточку, на которой есть слово «исток» либо дается толкование: «Начало реки», «Место рождения реки»:
Исток |
||
Место рождения реки |
Выход подземных вод на поверхность земли |
|
Исток |
||
Следующий может положить карточку справа, на которой есть слово «родник», «источник», «ключ», а слева — со словом «исток», толкованием «начало реки». Класть карточки можно слева, справа, вверху и внизу. У кого нет нужного слова либо толкования, пропускает очередь. Выигрывает тот, кто первый выложит все карточки. Может случиться, что ни у кого нет нужного слова, тогда выигравшим считается тот, у кого на руках осталось меньшее количество карточек.
Игра «Четвёртый лишний»
В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.
ЗАГАДКИ
Тема «Воздух и его охрана. Значение воздуха для здоровья человека»
II класс
Отгадайте явления природы.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
(Вихрь.)
Что за чудо-красота:
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.
(Радуга.
Тема «Водные богатства нашей страны»
III класс
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
К маме-речке бегу
И молчать не могу
Я ее сын родной,
Я родился весной.
(Ручей.)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода.)
Кругом вода,
Ас питьем беда.
Кто знает,
Где это бывает?
(В море.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода.)
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог,
Он нас летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется.
Потому что невкусна —
И горька, и солона.
(Море.)
Глядятся в небо молодые рябинки,
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — в нем все отражаются.
Как это зеркало называется?
(Пруд.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.
(Река.)
Вечером родится,
Ночь живет,
Утром умирает.
(Роса.)
Игра «Группировка предметов»
Предметы могут группироваться по разным признакам: животные — по строению, по образу жизни, по способу питания; растения — по строению, по цели использования человеком и др. Нельзя группировать одновременно по двум признакам. Хочется предостеречь педагогов от часто встречающейся неправильной группировки предметов. Можно встретить такое неправильное деление: деревья, кустарники и цветы; плоды и овощи; ягоды и плоды; цветы весенние и полевые; животные и птицы; птицы насекомоядные, перелетные и певчие и др.
Наборы карточек, которые предлагаются учащимся, перемешиваются. Задание дети выполняют в группах или парах.
Животные
Задание — распределить на группы: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы.
Набор 1: корова, собака, лошадь, овца, коза, баран, олень, осел, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, медведь, кот.
Набор 2: орел, воробей, соловей, сова, чайка, ворона, сорока, снегирь, голубь, петух, чиж, стриж, попугай, грач, жаворонок, ястреб, скворец, журавль.
Набор 3: комар, стрекоза, бабочка, пчела, шмель, муравей, кузнечик, капустница, крапивница, лимонница, репейница, муха, божья коровка, жуки, мотылек, мошка.
Набор 4: окунь, щука, сом, судак, карась, плотва, лещ, акула, ерш, килька, пескарь, треска.
Растения
Задание — распределить на группы: деревья, кустарники, травы.
Набор 1: береза, дуб, сосна, ель, ясень, осина, пихта, тополь, клен, яблоня, липа, каштан.
Набор 2: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, крыжовник, сирень, калина.
Набор 3: щавель, клевер, василек, фиалка, незабудка, одуванчик, подснежник, ландыш, подорожник, ромашка, колокольчик, гвоздика, папоротник.
© 2019, Захарова Ольга Валентиновна 460