СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эпитеты – это красочные определения. Они могут быть выражены
1)прилагательными в полной форме –
А волны моря с печальным ревом о камень бились.
2)Реже они употребляются в краткой форме прилагательного –
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Ю. Лермонтов)
3) Эпитеты – существительное –
Мороз—воевода обходит дозором… (Н.А. Некрасов).
Бродяга – ветер.
4) Эпитет—наречие и деепричастие –
Гордо реет Буревестник. (А.М. Горький)
Жадно глядит;
Несется сверкая.
Конь – добрый, солнце – красное, ветер – буйный, слово – верное.
Изобразительные эпитеты –
Погубленных березок вялый лист, еще сырой, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист.
Вечер черные брови насопил ( С. Есенин )
Метафорические эпитеты. Сравните:
Лимонный сок – лимонный свет луны. Седой старик – седой туман.
Лакей лениво прислуживал. Река лениво катит свинцовые воды.
С.Есенин
Все ли определения можно отнести к эпитетам?
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря. М.Ю. Лермонтов
Найдите эпитеты, укажите, чем они выражены,
определите их роль.
1.Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.( М.Ю Лермонтов)
2.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С. Пушкин)
3. Берёшь ящичек, проводишь по нему палочкой, и вдруг ящичек начинает петь, и душа начинает трепетать от глубоких чувств.
4.Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
5.Посмотри, какая у нас удивительная тётя!
6.
Образные сравнения
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,
Точно серебром С. Есенин.
Сравнение – это сопоставление двух предметов, явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий.
Сравнение всегда двучленно.
Например, читаем у Маяковского:
…Берет, как бомбу, берет, как ежа, как бритву обоюдоострую…
Или знакомое с детства:
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга.
(К. И.Чуковский)
Способы выражения сравнения
1.Существительным в форме творительного падежа (творительный сравнения):
♦ Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С.Есенин)
♦Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин).
♦Змейкой мчится по земле белая пороша. ( С.Я.Маршак);
2. Формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов)
Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка (В. Луговской)
3. Сравнение вводится словами похож, напоминает:
Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий)
Я уснул в горах…в громадном заглохшем саду, похожем на девственный лес. (К. Паустовский)
4. С помощью оборотов с союзами: как, точно, будто, словно, как будто.
Глаза как звезды, Небо как колокол, месяц – язык. (С. Есенин
Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения. Это точно наша улица. — здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица точно. Люди видели, как он скрылся в подворотне. — здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное придаточное.
Найдите сравнения, определите, чем они выражены.
1) Глаза, как небо голубые.
2) Словно крошкой в руках улеглось.
3)Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов).
4) Там летом глыба снеговая
Цветами радуги блистая,
Висит, прохладу обещая,
Над беззаботным табуном.
5)Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов).
6)Ты всех милее, всех дороже, русская суглинистая, жесткая земля. (Сурков)
7) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (А.М. Горький)
8.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)
9.Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме. (Б. Пастернак)
10.И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
11То не кукушка в роще темной
Кукует рано на заре –
В Путивле плачет Ярославна,
Одна на городской стене. (И. Козлов).
12.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (А.П.Чехов)
13.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Серафимович)
14. Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
15.Я кое-как перевалился через высокий борт и мешком упал на дно.
16. Я ей ничего не сказал, быстренько позавтракал, надел кеды и спортивный костюм, пулей выскочил из квартиры и помчался по ступенькам.
!7. Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча.
18. Он вообще умел вдруг отделяться от всех, начинал жить не болтовнёй, а размышлениями, словно забирался в какую-то нору.
19.Я увидел живую ветку сирени, листочки сердечком и свежую гроздь цветков.
20.И пока дошли до подъезда, вокруг нас образовалась толпа, похожая на праздничную демонстрацию.
Найдите метонимию
1.Траурный Шопен громыхал у заката. (М.Светлов).
2.Их села и нивы за буйный набег
обрел он мечам и пожарам (А. Пушкин)
3.Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе.
И, чувств изнеженных отрада,
духи в граненом хрустале. (А.С.Пушкин).
4. Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе. (А.С.Пушкин).
Найдите эпитеты, укажите, чем они выражены,
определите их роль.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С. Пушкин)
Все ли определения можно отнести к эпитетам?
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
М.Ю. Лермонтов
Найдите сравнения, определите, чем они выражены.
1.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)
2.Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме. (Б. Пастернак)
3.И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
4.То не кукушка в роще темной
Кукует рано на заре –
В Путивле плачет Ярославна,
Одна на городской стене. (И. Козлов).
5.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (А.П.Чехов)
6.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Серафимович)
7. Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
Найдите метонимию
5. Черные фраки носились тут и там. (Н.В. Гоголь).
6. Прошли гуськом последние посетители дворца-музея – полушубки,
Чуйки, ватные куртки. (А.Н. Толстой).
7. Но тих был наш бивак открытый. (М.Ю. Лермонтов).
8. Только слышно по улицам где-то одинокая бродит гармонь.
1. Олицетворение |
1. Телега жизни. |
2. Метафора |
2. Робко месяц смотрит в очи. |
3. Метонимия |
3. Там стонет человек от рабства и цепей. |
4. Синекдоха |
4. Вел мечи на пир обильный. |
5. Оксюморон |
5. Вся комната янтарным блеском озарена. |
6. Эпитет |
6. Горячий снег. |
7. Сравнение |
7. Я жил, как деды, по старинке. |
© 2016, Халаева Людмила Ивановна 2437