СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические теории и концепции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    1. Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов)

Основная цель образования – передача предельно большого объема знаний и опыта. Глубина понимания какого-либо события или явления прямо пропорциональна количеству изученного учебного материала. Недостаток – информационная перегрузка учащихся, повышенные требования к самостоятельной работе, интенсивные методы преподавания.

    1. Концепция дидактического формализма (И. Песталоцци, А. Дистервег, А.Б. Добровольский).

По принципу Гераклита – «многознание уму не научает». Обучение должно развивать способности и познавательный интерес учащихся. Необходимо делать акцент на учении мыслить, а остальное придет в процессе роста. Наиболее полезны в этом плане – математика, греческий и латинский языки. Недостаток – развитие интеллекта вряд ли можно обеспечить средствами только инструментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.

    1. Концепция дидактического прагматизма. (Д.Дьюи, Г. Кершенштейнер).

Цель обучения – формирование новых типов поведения и развитие способностей через включение во все виды деятельности, практические занятия. Учащиеся сами выбирают предметы те, которые необходимы им для решения определенной задачи.

    1. Парадигмальная концепция. (Г. Шейерль).

Учебный материал строится вокруг конкретных, типичных фактов, событий. Учебный материал должен осваиваться не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), не непрерывно, а разрозненно. Целое познается путем скрупулезного и основательного анализа единичного факта». Недостаток – отсутствие систематичности, поэтому неприменима при изучении дисциплин с линейной структурой материала, например, математики.

    1. Ассоциативная концепция (Дж. Локк, Я.А. Коменский).

Обучение должно опираться на чувственные образы, быть наглядным. Только через наглядность возможно движение к обобщению. Метод – упражнение.

    1. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Этапы обучения:

  1. Наглядное ознакомление с действием;
  2. Формирование действия с развертыванием входящих в него операций;
  3. Формирование действия во внутренней речи;
  4. Переход действия во внутренний процесс мышления.

Особенно эффективен такой подход при подготовке спортсменов, музыкантов, операторов, водителей. Недостаток – не всегда обучение начинается с предметного восприятия.

Категория: Всем учителям
10.03.2018 15:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП