СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История и обществознание по новым стандартам ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение 1

         

Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство учителя и требования времени, традиционное и новое?

В предложенных материалах в основу современного анализа урока положен комплексный подход, в котором тесно взаимосвязаны педагогический, содержательный, методический аспекты, что, полагаем, будет полезно руководителям образовательных учреждений, заместителям руководителя по учебно-воспитательной работе, специалистам органов управления образованием, курирующими вопросы преподавания на начальной ступени обучения и особенно учителям  начальных классов.

 

Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе.

 

  1. Разработка учителем информационного (рекламного) проспекта предстоящего открытого урока и передача методической службой этого проспекта тем, кто будет приглашен на учебу (назвать цель методического занятия; тему и «имя»  урока; научные и методические новшества, которые будут положены в основу современного урока; представить методические материалы: структуру новшеств, опорный конспект, образцы дидактических материалов, памятки, список используемой литературы и т.д.).   
  2. Характеристика учителем уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет проходить открытый урок.
  3. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока (место урока в теме, разделе, курсе; ценностные основы; цели; выбранное содержание учебного материала; методы; формы; средства обучения; структура урока; расход времени на этапах; раскрывает сущность и новизну своих изобретений, запасные методические варианты; прогнозирует учебные действия, реакцию детей, возможные результаты и т.д.).
  4. Обоснование проекта открытого урока (раскрытие научных источников, лежащих в основе проекта: дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики; работы ученых-методистов и других практиков, идеи и опыт которых были заимствованы; результаты диагностики личности учащихся).
  5. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту урока (они должны быть аргументированными).
  6. Проведение открытого урока.
  7. Анализ открытого урока самим учителем (говорит о степени достижения поставленных целей, причинах отклонений от проекта; дает объективную оценку своим действиям, комментирует те нюансы, которые гости могли  не увидеть).
  8. Анализ открытого урока директором или заместителем руководителя школы.
  9. Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному открытому уроку.
  10. Общая дискуссия.
  11. Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.  

    Приложение 2

     

    Современный урок — это не однообразная, а  единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель, администратор должен сегодня иметь возможность определить для себя те варианты анализа урока, которые наиболее приемлемы для него, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать его применительно к разным целям. Поэтому нами  предложено несколько вариантов схем анализа урока для повышения продуктивности деятельности учителя.

     

    Системный анализ урока

     

    Оценка основных личностных качеств учителя.

  12. Знание предмета и общая эрудиция учителя.
  13. Уровень педагогического и методического мастерства.
  14. Культура речи, темп, дикция. Образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
  15. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками.
  16. Внешний вид, культура, мимика, жесты.
  17. Оценка основных характеристик учащихся  на занятии.

  18. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
  19. Уровень формирования универсальных учебных действий.
  20. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке.
  21. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.
  22. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

  23. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
  24. Актуальность и связь с жизнью.
  25. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
  26. Оптимальность объема предложенного для усвоения нового материала.
  27. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся.

  28. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смены видов деятельности в ходе урока.
  29. Степень целесообразности и эффективности использования педагогических технологий на уроке.
  30. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы.
  31. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.
  32. Рефлексия совместной и индивидуальной деятельности учащихся.
  33. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.
  34. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока.
  35. Оценка результатов проведенного урока.

  36. Степень  конкретности, четкости  формулировки цели урока.
  37. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
  38. Уровень сформированности метапредметных результатов обучения.
  39. Уровень сформированности предметных результатов обучения.
  40. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствует воспитанию учащихся в ходе урока)
  41. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

    Примерная структура уроков по ФГОС

     

     

    Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

     

    1. Структура урока усвоения новых знаний:

     

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление.

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     

    2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Первичное закрепление

    §    в знакомой ситуации (типовые)

    §    в изменённой ситуации (конструктивные)

    5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     

    3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Актуализация знаний.

    §    с целью подготовки к контрольному уроку

    §    с целью подготовки к изучению новой темы

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6) Обобщение и систематизация знаний

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     

    4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Обобщение и систематизация знаний

    Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

     Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

     

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     

    Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

     

    5. Структура урока контроля знаний и умений

     

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

    Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

    4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     

    6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

    4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     

    7. Структура комбинированного урока.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Категория: История
03.01.2015 20:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП